Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и. Как написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку? Вопросы для самопроверки

Подробное решение Параграф § 2 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика - стихийно или по своим законам? Выгодна ли потребителю конкуренция производителей?

Экономика не может удовлетворить всех потребностей. Экономическая деятельность – совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д.

Экономические законы - устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы - это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.

Конкуренция - это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Конкуренция выгодна потребителю. Чем активней конкуренция, тем дешевле и качественней производитель делает свой товар (услугу) , дабы реализовать именно свой товар (услугу).

Вопросы и задания к документу

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и своё понимание прогресса.

Вопрос 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих своё благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Да, можно согласиться. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, её ждал успех. Где она отступала от этого правила, её (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

Вопрос 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия XX в., приведите примеры, подтверждающие вывод учёного о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учёными-экономистами, привело к неудачам.

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. В те годы жёсткая денежная политика (сдерживание инфляции за счёт отказа от эмиссионного финансирования госбюджета и за счёт удержания завышенного курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой (необоснованно раздутые бюджеты, принимавшиеся Госдумой и подписывавшиеся президентом Ельциным). Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта) и кризис в Юго-Восточной Азии, вспыхнувший в середине 1997 года.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. С чем связано появление экономической науки?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Учёных заинтересовало, как же работает эта «свободная» и «саморегулируемая» экономическая система.

Учёные-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Вопрос 2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.

Предметом внимания учёных стали такие универсальные проблемы, как ограниченность ресурсов и экономический выбор. (Вспомните, что вы узнали об этих понятиях из обществоведческого курса основной школы.)

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый конкретный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объёме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономическая наука.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, называется макроэкономика. Её предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Вопрос 3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика. Предметом её исследования являются международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговля результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

Вопрос 4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?

В широком смысле слова экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Производство – Распределение – Обмен – Потребление

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, обмена и потребления, каковы их результаты.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

Экономические величины подразделяются на два больших класса - абсолютные и относительные.

Вопрос 5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?

Этот показатель объёма национального производства определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны. Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получим показатель, который называется ВВП на душу населения.

ВВП рассчитывается как в неизменных (постоянных) ценах базисного года, так и в текущих (действующих) ценах. То есть экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.

При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на значение инфляции (уровень темпа прироста цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции. Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остаётся неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза, и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тыс. раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т.е. почти вдвое больше, чем ВВП). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объёме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Вопрос 6. Какими способами можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

Разрабатываемые прогнозы отражают приоритетные направления модернизации: рост инвестиций, создание благоприятной конкурентной и деловой среды, поиск новых источников экономического роста, преодоление технологического отставания и стимулирование высокотехнологичного производства, развитие инновационного сектора экономики.

Есть два способа увеличения результата: экстенсивный и интенсивный. В первом случае рост происходит за счет вовлечения в производство большего количества ресурсов: рабочей силы, времени, оборудования, материальных ресурсов и проч. Во втором случае рост производства происходит за счет более эффективного (рационального, экономичного) использования имеющихся ресурсов, или даже при уменьшении количества ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов развитие, конечно, должно быть только интенсивным.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП).

ВНП определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитывается ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Размер ВНП не является главным критерием при определении успешности или неуспешности какой-либо страны. Большую роль играет количество населения. В Китае оно - 1,3 млрд, во Франции - 65,4 млн. В расчете на душу населения Франция будет в более выигрышном отношении, так как ее население в десятки раз меньше. И уровень жизни во Франции в разы выше, чем в Китае.

Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Разделы экономической науки».

Микроэкономика: условия заключения предпринимательской сделки, конкуренция производителей, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, издержки и рентабельность предприятия.

Макроэкономика: снижение темпов экономического роста, занятость населения, уровень и темпы инфляции, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.

Мировая экономика: оборот международного валютного рынка, углубление международного разделения труда, внешнеторговая политика стран, причины экономического кризиса.

Впишите перечисленные проблемы в соответствующие графы таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка, конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.

Вопрос 3. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.

Автострахование - вид страховой защиты, который призван защищать имущественные интересы застрахованных, связанные с затратами на восстановление транспортного средства после аварии, поломки или покупку нового автомобиля после угона или хищения, возмещением ущерба, нанесенного третьим лицам при эксплуатации автомобиля.

Немало вопросов вызывает взаимодействие страховых компаний с Российским союзом автостраховщиков, где для компаний разрабатывают инструкции по применению конкретных положений законодательства. К моменту вступления закона в силу все необходимые бумаги должны быть готовы, а как они будут работать, не всегда понятно. Проверять будут уже на российских водителях.

Вторая проблема – как смогут страховщики совладать с традиционными российскими бедами вроде хамства гаишников, "подстав" на дорогах и сомнительного качества автосервисов. На этот счет у зарубежных коллег справиться не получится.

экономики РАН и Вольного экономического общества России) . Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли. Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы? 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию? 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны? 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

ДОКУМЕНТ

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Из работы современного российского ученого, академика И. Н. Моисеева (размышления о месте России в цивилизованном развитии).

Сегодня Россия - мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах - если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов - меч. Это обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.Дело в том, что этот мост нужен не только нам - он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой,- север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 20-х , а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.
Вопросы и задания к документу
1.Определите, как относится к глобализации автор текста.
2.Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»?
3.Как вы думаете, почему ученый считает положение России «между... двумя центрами экономической силы» одним из источников ее процветания?

1. Как сформулировать проблему?

Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли… и т. п.

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты).

Возможны следующие варианты работы:

1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:
От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:
Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)?
Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?
Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?
Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).

Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

4. Как высказать и обосновать собственное мнение?

Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что …» или «я согласен / не согласен с автором и считаю (полагаю, думаю), что…»

Подбирая аргументы, помните, что вы аргументируете не авторскую точку зрения (он вас об этом не просит, он уже сказал всё, что хотел), а свое согласие (несогласие) с ним. Я знаю то-то и то-то из научной, публицистической литературы, читал художественные книги, где на подобный вопрос дан вот такой ответ, сталкивался с определенными жизненными ситуациями, был свидетелем того или иного события и т. д.

Собственная позиция должна быть четко оформлена. Проверьте, сформулирован ли вами тезис, выражающий вашу точку зрения. Доказывают ли ваши аргументы сформулированный тезис?

При четко сформулированном тезисе пример становится аргументом, если он подтверждает вашу позицию. После приведенного примера нужно сделать вывод, Просто пример ничего не доказывает (факт существования героя или произведения не является аргументом, доказательством может служить близкая авторской позиция другого писателя).

I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность:

а) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:
– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинённое положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому.

5. Как выстроить сочинение?

Композиционно оформлять работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

I. Проблема, над которой размышляет автор.
II. Комментарий.
III. Авторская позиция.
IV. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
1). Первый аргумент.
2). Второй аргумент.
V. Вывод (заключение).

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Внимательно проверьте свою работу. Если не уверены в написании какого-то слова, в вашей власти заменить его на другое.

Пишите разборчиво! Хорошо читаемый текст – возможность расположить к себе эксперта, который будет проверять вашу работу

Примеры формулировок проблемы:

Взаимозависимости:
- человека и природы (экологии), музыки и Родины и т. п.
- воспитания, нравственного формирования личности, взросления, становления личности.

Нравственного выбора (в чем он состоит) жизненного пути.

Роли и назначения дома, музыки, литературы, искусства, труда, природы, личности в истории

Взаимоотношений (кого с кем)
- исторической памяти
- экологии языка (природы)
- цели и смысла жизни
- подвига и предательства
- одиночества, утраты связей, разобщенности.

Восприятия
- красоты, счастья, музыки, искусства, природы и т. п.
- объективной оценки исторических событий
- нравственной ответственности (кого перед кем)
- бедности, социального неравенства, социальной незащищенности
- подлинных и мнимых ценностей.

Влияния (кого на что)
- например асоциальной среды на подростка, телевидения на формирование характера и т. п.
- человеческих достоинств и пороков: лицемерия, равнодушия, черствости, искренности; такта и деликатности, совести, честности,. чести и долга, милосердия и жестокости и т. п.

Отношения к чему-л. (Как следует относиться к …)

Если проблема формулируется вами как вопрос, то начать такой вопрос лучше со слов как, почему, в чем суть, причина, допустимо ли и т. п.

Сопоставление сочинений части С

(1) Несколько раз я слышал странное мнение, что "Три мушкетёра" Александра Дюма - книга вредная и ненужная и что её не следует давать читать детям. (2) Потому что её герои занимаются чёрт-те чем: пьют вино, дерутся на шпагах, развратничают, воруют бутылки через дырку в потолке магазина, убивают женщину и так далее и тому подобное. (3) Первый раз такое мнение я услышал на писательском семинаре в Дубултах в 1990 году от кого-то из молодых писателей. (4) Второй раз я услышал такое мнение от одного известного питерского фантаста на семинаре Б.Н. Стругацкого. (5) Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радиопередаче.

(6) Она вообще выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильмы о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит - бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное. (7) Запрещению подлежат Буратино и Винни-Пух - практически по тем же причинам, сказка про Машу и трёх медведей - за то, что маленькая героиня пришла в чужой дом, всё там съела, поломала, а потом убежала от заслуженного наказания.

(8) Вот и мушкетёры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. (9) А такой переворот в её мыслях произошёл после посещения США, где борьба за политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из классических детских книжек.

(10) Так что, дорогие читатели, пока ещё на школьных дворах не пылают костры из книг, в которых политкорректность не дотягивает до необходимого уровня, срочно покупайте "Трёх мушкетёров" и читайте, перечитывайте, давайте читать другим. (11) Пока не настал День Гнева.

(По А. Етоеву)

Сочинение 1
(как нужно)

Сочинение 2
(как не нужно)

  • Почему Абалкин считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли?
  • )Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

  • ДОКУМЕНТ





  • Так я только ответил на три вопроса на последний не знаю.

    1)Глобализация снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. Самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации.

    2) Нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

    3) Я думаю что можно нравственные ценности, восприятие окружаещего мира и т. д. без этих подходов экономика страны развиваться не будет.

  • ДОКУМЕНТ
    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
    1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
    2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
    3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
    4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

  • 1)Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

    2) По мнению Л. И. Абалкина, российская цивилизация отличается от Запада тем, что мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

  • Прочитай текст и выполни задания.
    "... Нынешняя система образования основанна на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты. .. Новая система образования должна быть постороена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования-передача через поколения традиций, устоявшейся культуры-остается. Но она дополняется новой функцией-обучения изменению культуры, прогнозированию. .. С целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий. .. В содержании образования должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены. .. Вместо заучивания фактов-умение работать с информацией. Еще точнее: умение работать с информацией в условиях ее недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях. Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни,-уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира. ..
    1) Что, по мысли автора, характеризует нынешнюю систему образования?
    2) Какая цель должна реализовываться в новой системе образования? Какую старую т новую функции она должна выполнять? Подчеркни соответствующий ответ в тексте.
    3) Почему автор считает важным метод новой системы образования работу с информацией?
    4) Приведи примеры ситуации:
    а) недостатка информации:
    б) избытка некачественной информации:
  • 1)Прогрессы в обучении
    2)старая функция: Старая функция образования-передача через поколения традиций, устоявшейся культуры-остается.
    новая функция: Новая система образования должна быть постороена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире.
    3)умение работать с информацией в наше время - необходимое качество для жизни и благоустроенного будущего. Кроме того, с возникновением Интернета, где находится неисчислимое кол-во информации, человеку необходим навык ее фильтрования и умения работать с информацией, представленной в различных форматах.
    4)а) Я в лесу, без средств связи.
    б) Я дома со всеми средствами массовой информации (телевизор, телефон, компьютер)
  • Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?
    Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.
    Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).
    Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.
    Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.
    !
  • 1. Права человека.
    2. Всеобщая декларация прав человека как первый (мировой) уровень правовой системы.
    3. Права человека в конституционных документах каждого государства. (второй государственный уровень правовой системы)
    4. Проблема защиты прав человека в разных странах
  • 1. Составьте план текста
    2. Используя текст и обществоведические знания дайте 2 объяснения мысли авторов "кто больше сберегает и инвестирует, тот больше производит в будущем ".
    3. Дайте 2 объяснения необходимости экономического сотрудничества людей.
    4. Как авторы объясняют сущность проблемы экономического выбора? Почему субъектам экономики в принципе приходится решать проблему экономиского выбора? Что является ценой выбора?
    5. Подтвердите 3 примерами мысль авторов о том, что "технологический прогресс продолжает менять нашу жизнь и сегодня"
    ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ:
    Товары и услуги, создающие наше благосостояние, не падают с неба. Их производство требует затрат труда и интеллектуального потенциала, оборудования и инвестиций, организации трудового процесса и кооперации фирм. Существуют четыре основных источника роста производства и дохода.
    Образование, обучение и приобретение опыта являются главными средствами достижения более высокой квалификации. Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    Рабочие произведут больше продукции, используя более совершенное оборудование. Лесоруб, к примеру, срубит больше деревьев, если применит современную бензопилу вместо примитивной ножовки или топора. Водитель грузовика может перевезти больше грузов, чем извозчик. Но оборудование и машины - не бесплатны. Ресурсы, используемые для их производства, могли бы найти иное применение: в изготовлении пищевых продуктов, одежды, автомобилей и других предметов каждодневного потребления.
    Экономика учит, что тот, кто больше сберегает и инвестирует, больше производит в будущем.
    Использование человеческого интеллекта, изобретающего новые товары или более аффективные технологии производства - важнейший источник экономического роста.
    За последние 250 лет развитие техники буквально преобразило нашу жизнь. Сначала паровая машина, затем - двигатель внутреннего сгорания, электричество и ядерный реактор заменили мускулы человека и животных в качестве основного источника энергии. Автомобили, автобусы, поезда и самолеты вытеснили лошадь и повозку как основные способы передвижения. Технический прогресс продолжает изменять нашу жизнь и сегодня. Лазерные проигрыватели, микрокомпьютеры, текстовые редакторы, микроволновые печи, видеокамеры, магнитофоны, автомобильные кондиционеры существенно изменили характер нашей работы и досуга в течение последних двадцати лет.
    Исторически изменения в законодательстве всегда являлись важным источником экономического прогресса. В XVIII в. Патентная система предоставила инвесторам право частной собственности на идеи. Примерно в то же время признание корпорации в качестве юридического лица облегчило создание больших фирм, требовавшихся для массового производства промышленных товаров. Эти прогрессивные изменения в экономической организации общества способствовали росту производства в Европе и Северной Америке.
    Эффективная экономическая организация общества способствует хозяйственному сотрудничеству людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров. Ее главные характеристики более подробно рассмотрены в следующей части.
  • План : 1)Товары и услуги, создающие наше благосостояние
    2)Образование, обучение и приобретение опыта
    3)Производство рабочих больших продукций
    4)Использование человеческого интеллекта для изобретения новых товаров
    5)Технический прогресс за последние 250 лет
    6)Исторически изменения в законодательстве
    7)Эффективная экономическая организация общества
    2) Благодаря сбережениям и экономике можно развить на много больше, чем когда много затрат уходит в одну инвестицию
    3) 1. Экономическое сотрудничество нужно для того, чтоб происходил экономический прогресс
    2. Экономическое сотрудничество людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров.
    или 3)Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    4) Авторы обьясняют это тем, что расходы могут иногда уходить большие на мелкие потребности; Потому что, на оба товара уйдет много средств; Ценой выбора является экономический прогресс
    5) 1. Благодаря техническому прогрессу мы можем многое изобрести
    2. Упрощяет нашу повседневную жизнь
    3. Помогает нам в образовании
  • 1. Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг, называется
    1) экономической деятельностью 2) предпринимательской деятельностью
    3) духовной деятельностью 4) познавательной деятельностью
    2. Верны ли следующие суждения о прибыли?
    А. Прибыль - это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий.
    Б. Прибыль - это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или услуги.
    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    3. Основной закон бизнеса
    1) купить подороже - продать подешевле 2) купить подороже - продать подороже
    3) купить подешевле - продать подешевле 4) купить подешевле - продать подороже
    4. Правовой статус индивидуального предпринимателя наступает с момента
    1) совершеннолетия 2) начала производства
    3) государственной регистрации 4) уплаты первых налогов в качестве индивидуального предпринимателя
    5. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме
    1) товариществ и обществ 2) потребительских кооперативов
    3) производственных кооперативов 4) государственных и муниципальных унитарных предприятий
    6. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме
    1) потребительских кооперативов 2) товариществ и обществ
    3) общественных организаций 4) благотворительных и иных фондов
    7. Коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом называются
    1) хозяйственными товариществами и обществами 2) акционерными обществами
    3) малыми предприятиями 4) производственными кооперативами
    8. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаётся
    9. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц, признаётся
    1) открытым 2) полным 3) закрытым 4) обществом на вере
    10. Высшим органом управления акционерным обществом является
    1) совет директоров 2) собрание трудового коллектива 3) президиум 4) общее собрание акционеров
    Часть 2
    1. Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
    (1) Рождение акционерных компаний сыграло большую роль в развитии экономики. (2) Считается, что без акционерных обществ было бы невозможно создать многие современные отрасли - машиностроение, химическую промышленность, авиационный транспорт и т. д. (3) В Великобритании 89% продукции выпускается именно акционерными фирмами. (4) А автомобильная компания США «Дженерал Моторс» продала в 1990 г. товаров и услуг на 126 млрд долларов.
    Определите, какие положения текста А) отражают факты Б) выражают мнения
    Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.
    1
    2
    3
    4
    2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «юридическое лицо». Товарищество, индивидуальный предприниматель, акционерное общество, унитарное предприятие, потребительский кооператив.
    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
    3. Вставьте пропущенное понятие: «Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости ______________ общества, приобретённых акционерами».
    4. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
    «В основе регулирования предпринимательской деятельности и возникающих при этом хозяйственно-правовых отношений лежит ряд основополагающих исходных положений, принципов. Основными из них являются:
    - ____________(1) предпринимательской деятельности;
    - инициативная и самостоятельная деятельность;
    - получение ___________(2) как главная цель предпринимательской деятельности;
    - ____________(3) в предпринимательской деятельности;
    - юридическое равенство различных форм _______(4), используемых в предпринимательской деятельности;
    - свобода_____________(5) и ограничение монополистической деятельности;
    - государственное _____________(6) предпринимательской деятельности».
    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
    А) свобода Б) прибыль В) налог Г) регулирование Д) конкуренция Е) собственность Ж) законность
    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами П. д. в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование П. д. основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где П. д. регулируют нормы торговоь- (коммерческого, хозяйственного) права.

    Большой юридический словарь. - М. : Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.

    ПРЕДПАРЛАМЕНТПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН Смотреть что такое "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях: Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,… … Финансовый словарьПредпринимательская деятельность - (англ. business activities) самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в … Энциклопедия праваПредпринимательская деятельность - (business activities) самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом… … Экономико-математический словарьпредпринимательская деятельность - Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в… … Справочник технического переводчикаПредпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятияПредпринимательская Деятельность - См. Предпринимательство Словарь бизнес терминов. Академик. ру. 2001 … Словарь бизнес-терминовПредпринимательская деятельность - Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,… … Официальная терминологияПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом… … Энциклопедия юристапредпринимательская деятельность - (предпринимательство) по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг … Большой юридический словарьПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО) в соответствии с гражданским законодательством РФ инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,… …

    1. 2)
    2. 1) толька А, т. к. Б - это выручка или доход, а не прибыль
    3. 4)
    4. 3) см юридические основы предпринимательства
    5. 2) т. к все остальное - комерческие (связанные с получением прибыли)
    6. 2) те все остальное - не комерческие
    7. 2) из определения об АО
    8. 1)
    9. 3)
    10. 4)
    Часть два
    1.
    1 - Б
    2 - Б
    3 - А
    4 - А
    2. Юридическим лицом не является индивидуальный предприниматель
    3. Акций
    4. 1 - Ж
    2 - Б
    3- А
    4- Е
    5- Д
    6- Г

  • Царь лидии Крез считался самым богатым человеком в мире. однажды у него гостил афинский мудрец Солон. Крез спросил, кого тот считает самым счастливым человеком на свете. какого же было его удивление, когда вместо ожидаемого ответа он услышал:"самыс счастливым на этой земле был афинянин Телл. он был не слишком богат, но и неслишком беден, спокойно занимался своим делом и не опасался нужды и голода, у него были хорошоие, разумные дети, и погиб он в бою, защищая своё государство". Затем солон добавил, что именно о такой судьбе мечтает каждый грек. Почему Крез был разочарован этим ответом? Как это характиризует их потребности? !

    Вопрос 3. Право на сохранение идивидуальности (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 4. Право жить в семье, знать своих родителей (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 5 . Право свободно формулировать и выражать свое мнение (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 6 . Право на доступ к необходимой информации (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 7. Право на свободу мысли, религии (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 8. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 9. Право на защиту государства от всех форм насилия (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 10. Право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 11. Право на образование (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 12. Право на отдых и досуг (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 13. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Гигантское спасибо. Благодарю.

  • Урок по обществознанию на тему «Экономика: наука и хозяйство»

    Цель: рассмотреть предметы изучения экономической науки, определить основные проблемы экономики как хозяйства, познакомиться с основными измерителями экономической деятельности.

    Предмет: обществознание.

    Дата проведения: «____» ____.20___ г.

    I. Сообщение темы и цели урока.

    II. Изложение программного материала.

    Рассказ с элементами беседы

    Учебник является продолжением обществоведческого курса базового уровня, который вы изучали в 10 классе . Основное содержание курса, а также включённые в учебник документы, вопросы, задания позволят вам получить необходимые знания и умения, соответствующие современным требованиям к уровню подготовки выпускников. Практические выводы сориентируют, как применить полученные знания в жизни.

    Многие вопросы, изучавшиеся вами в 10 классе, будут раскрыты в этой части курса полнее и более глубоко. В первую очередь это относится к вопросам экономики, политики, права. При изучении нового материала необходимо опираться на знания, полученные в 10 классе. Связь новых знаний с ранее приобретёнными является условием их правильного понимания, освоения в целостной системе.

    В ходе работы с содержанием курса полезно обращаться к социальным процессам и явлениям, которые вы изучали в курсе истории. Вместе с тем важно интересоваться происходящими общественными событиями и, используя знания, которые даёт курс, учиться самостоятельно разбираться в той или иной социально-политической ситуации.

    Каковы бы ни были ваши планы после окончания школы, курс обществознания поможет вам стать компетентными людьми, способными вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию, грамотно и ответственно решать общественные и личные проблемы.

    Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика – стихийно или по своим законам?

    Экономика – сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные её проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды учёных-теоретиков и практиков.

    С понятием «экономика» вы познакомились ещё в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

    Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.

    Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

    Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

    Что изучает экономическая наука

    Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

    Выявленные учёными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи .

    В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внёсших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл , а также современных учёных, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

    Экономика и экономическая деятельность

    В широком смысле слова экономика – это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

    Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

    Производство Распределение Обмен Потребление

    Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьёзное влияние на рост объёмов производства, развитие тех или иных его отраслей.

    Ещё одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, - это обмен.

    Обмен – экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

    Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, входят в понятие «экономическая сфера общества». (Вспомните, какие ещё выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.)

    Успех решения главной проблемы экономики – определения наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов – во многом зависит от правил, принципов организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов – принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. (Сравните знакомые вам из истории формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. Какое из них более полно учитывает принцип рациональности? Какое более эффективно?)

    Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов её организации, но и от так называемых экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)

    Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведённых продуктов на необходимые товары и услуги. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объёма производства. Таких путей два: расширить объёмы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

    Производительность – это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование, оплату труда и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

    Измерители экономической деятельности

    Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

    Экономические величины и показатели можно разделить на абсолютные (характеризуют количество продукта) и относительные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продаёт на мировом рынке 130 млн тонн угля – перед вами пример абсолютного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример относительного показателя .

    Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

    В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП). Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

    ВНП определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

    Почему речь идёт только о конечных продуктах? Чтобы объём национального производства был определён правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадёт к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов – от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

    В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае – книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае – бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счёт и завышенную оценку ВНП.

    ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход . Национальный доход – это общий доход , приносимый всеми факторами производства.

    Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе – валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель объёма национального производства определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны.

    Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растёт быстрее, тогда на одного жителя страны приходится всё больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растёт быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

    Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. ВВП рассчитывается как в неизменных (постоянных) ценах базисного года , так и в текущих (действующих) ценах. То есть экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.

    При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции. Измерителем инфляционных процессов в стране является дефлятор ВВП, который определяется делением номинального на реальный ВВП.

    Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остаётся неизменным или падает.

    Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

    Поскольку на основе данных об объёме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

    Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

    В заключение необходимо отметить, что главными субъектами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

    III. Практические выводы.

    1. Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбережения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

    Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями, неудовлетворённостью и разочарованием в профессиональной деятельности , сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

    2. Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает её участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия.

    3. Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной её граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

    IV. Документ.

    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и своё понимание прогресса… В связи с этим предстоит ещё раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли… Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нём. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих своё благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления… Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, её ждал успех. Где она отступала от этого правила, её (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    Вопросы и задания к документу

    2) Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению, российскую цивилизацию?

    4) Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия XX в., приведите примеры, подтверждающие вывод учёного о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учёными-экономистами, привело к неудачам.

    V. Вопросы для самопроверки.

    1. С чем связано появление экономической науки?

    2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.

    3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?

    4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?

    5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?

    6. Какими способами можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

    VI. Задания.

    1. ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

    2. Заполните таблицу «Разделы экономической науки».

    Микроэкономика

    Макроэкономика

    Мировая экономика

    Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки, в соответствующую графу таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка , конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.

    3. Какой механизм регулирования экономики даёт лучшую возможность распределения ресурсов по её отраслям в соответствии с объёмом и структурой потребления: рыночное (свободное) ценообразование или директивное (централизованное) установление цен? Аргументируйте свой ответ.

    4. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки:

    − исследование поведения людей в процессе производства и обмена материальных благ;

    − наука о путях повышения эффективности функционирования экономических систем;

    − наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей людей;

    − наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и извлечении ими средств к существованию;

    − исследование способов и критериев распределения производимых экономических благ.

    VII. Мысли мудрых.

    «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

    Л. Питер (), американский писатель

    VIII. Заключительная часть.

    1. Оценивание ответов учащихся.

    © 2024 angelsskin.ru
    Чистая кожа - Медицинский портал