1 . Задачи кафедры
1.1. Организация и осуществление на высоком уровне образовательного процесса, направленного на подготовку специалистов для экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по дисциплинам «Теория судебной экспертизы», «Трасология и трасологическая экспертиза», «Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза», «Дактилоскопия и дактилоскопическая экспертиза», «Судебная экспертиза холодного и метательного оружия» и иным дисциплинам, ежегодно закрепляемым за кафедрой соответствующим решением ученого совета и приказом начальника академии.
1.2. Разработка и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса, внедрение новых образовательных технологий, интерактивных методов и средств обучения, использование положительного практического опыта экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, других судебно-экспертных учреждений.
1.3. Организация работы по повышению профессионального мастерства, научной квалификации педагогических работников.
1.4. Организация и проведение научных исследований, направленных на совершенствование экспертно-криминалистической деятельности и деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, других правоохранительных органов.
1.5. Проведение воспитательной работы с обучающимися академии.
2 . Функции кафедры
2.1. На основе федеральных государственных образовательных стандартов и учебных планов разрабатывает рабочие программы по преподаваемым учебным дисциплинам (модулям), отражающие достижения науки и техники, перспективы их развития, положительный опыт экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, учитывающие внутри и межпредметные логические связи.
2.2. Осуществляет обучение обучающихся академии на высоком научно-методическом уровне, проводит лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия по очной форме обучения, обеспечивает методическое руководство самостоятельной работой обучающихся, изучает и обобщает опыт этой работы, принимает действенные меры к повышению ее эффективности.
2.3. Организует и осуществляет внеаудиторную учебную работу (индивидуальные и групповые консультации, научный кружок, проблемные научные группы). Разрабатывает графики проведения консультаций и контролирует их реализацию.
2.4. Обеспечивает оптимальное распределение учебной нагрузки среди педагогических работников, контролирует выполнение их индивидуальных планов работы, готовит отчеты о выполнении годового плана распределения нагрузки педагогических работников.
2.5. Осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин: подготовку учебников, учебных пособий, практикумов и иных учебно-методических материалов для проведения учебных занятий всех видов, технических заданий для компьютерных программ, учебных видеофильмов.
2.6. Обеспечивает непрерывное совершенствование технологий обучения, качества проведения занятий различных видов (лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, конференций, круглых столов, консультаций, индивидуальных занятий и др.). Организует самостоятельную работу обучающихся академии на основе интенсификации образовательного процесса, применения интерактивных форм обучения, компьютерных информационных технологий, учебных полигонов.
2.7. Обеспечивает всестороннюю связь образовательного процесса с практической деятельностью правоохранительных органов на основе передового российского и зарубежного опыта.
2.8. Разрабатывает программы и методические материалы для проведения учебной практики в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации по профилю специальности обучающихся четвертых курсов факультетов подготовки экспертов-криминалистов и оперативных сотрудников полиции, подготовки иностранных специалистов; осуществляет методическое руководство данной практикой, контроль за ее ходом и результатами, организует защиту результатов учебной практики по профилю специальности, проведение итоговой конференции, обсуждение материалов на заседании ученого, методического советов академии, оперативном совещании при начальнике академии; вносит руководству академии предложения по совершенствованию организации учебной практики в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации по профилю специальности обучающихся четвертых курсов факультета подготовки экспертов-криминалистов и оперативных сотрудников полиции, подготовки иностранных специалистов.
2.9. Осуществляет текущий, рубежный и итоговый контроль успеваемости, контроль посещаемости занятий и качества подготовки обучающихся, анализирует их результаты и вносит коррективы в обучение, принимает участие в организации подготовки выпускных квалификационных (дипломных) работ и проведении промежуточной аттестации, итоговой (государственной итоговой) аттестации.
2.10. Осуществляет руководство подготовкой обучающимися рефератов, выпускных квалификационных (дипломных) работ, курсовых работ, способствует максимальному приближению содержания данных работ к реальным условиям практической, профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
2.11. Организует и осуществляет контроль учебных занятий в рамках дисциплин кафедры, разрабатывает и реализует графики проведения педагогического контроля, открытых, показательных, пробных занятий, взаимных посещений.
2.12. Осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров. Обсуждает кандидатские и докторские диссертации, представляемые к защите членами кафедры, адъюнктами, докторантами, аспирантами по профилю деятельности кафедры.
2.13. Устанавливает творческие связи с кафедрами образовательных организаций, научными организациями МВД России, другими министерствами и ведомствами.
2.14. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших преподавателей академии.
2.15. Оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством, обеспечивает прохождение ими обучения в школе педагогического мастерства преподавателей академии.
2.16. Организует научно-исследовательскую работу обучающихся.
2.17. Проводит научные исследования по наиболее актуальным теоретическим и прикладным проблемам по профилю кафедры, педагогическим проблемам деятельности образовательных организаций МВД России, организации учебного процесса, разработки эффективных методик обучения и воспитания обучающихся академии.
2.18. Совместно с другими структурными подразделениями академии обеспечивает проведение индивидуальной и воспитательной работы с обучающимися.
2.19. Изучает и оценивает деловые и личностные качества обучающихся, содействует их гражданскому, профессиональному и нравственному становлению.
2.20. Развивает сотрудничество с экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел в целях подготовки специалистов:
а) организует выступления руководителей и сотрудников органов внутренних дел перед обучающимися и педагогическими работниками академии;
б) привлекает к педагогической деятельности ведущих ученых образовательных организаций МВД России, других министерств и ведомств, практических работников органов внутренних дел;
в) изучает предложения органов внутренних дел по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов;
г) поддерживает с выпускниками академии связи, способствующие совершенствованию профессиональной подготовки обучающихся академии.
2.21. Организует учет, хранение, поддержание в исправном состоянии имеющейся на кафедре коллекции огнестрельного оружия промышленного и самодельного производства, его использование в учебных и научно-исследовательских целях.
Кафедра трасологии и баллистики была образована в декабре 1974 года как структурное подразделение факультета подготовки экспертов-криминалистов Высшей следственной школы МВД СССР.
С момента создания по настоящее время профессорско-преподавательским составом кафедры подготовлено свыше 3000 экспертов-криминалистов, специализирующихся в производстве трасологических, судебно-баллистических, дактилоскопических экспертиз, а также криминалистических экспертиз холодного и метательного оружия.
В разные годы кафедру возглавляли такие известные ученые-криминалисты, как кандидат юридических наук, доцент Евгений Михайлович Светлаков, кандидат юридических наук, доцент Игорь Владимирович Кантор, кандидат юридических наук, доцент Игорь Владимирович Латышов.
С 2015 года кафедрой руководит кандидат юридических наук полковник полиции Александр Владимирович Кондаков.
На разных этапах деятельности профессорско-преподавательский состав кафедры формировался из числа экспертов-криминалистов, а также специалистов других областей наук, что способствовало интеграции новых знаний в криминалистическую науку, расширению предмета исследования профильных для кафедры специальных дисциплин.
В числе первых сотрудников кафедры такие известные криминалисты как В.М. Плескачевский, В.И. Седенков, А.Н. Ратневский, А.Г. Егоров, В.Ф.Зайцев, В.А. Ручкин, А.А.Максименков, Н.И. Нестеров, В.И.Фокин, Ю.Н.Ченцов и др.
С первых дней и по настоящее время продолжает плодотворно трудиться на кафедре ее ветеран – старший преподаватель И.А.Чулков.
Учебные занятия на кафедре проводятся с курсантами и слушателями очной формы обучения (специальность «Судебная экспертиза»).
На кафедре ведется преподавание специальных дисциплин:
В составе кафедры работают один профессор, четыре доцента, пять старших преподавателей, пять преподавателей, начальник кабинета, старший лаборант. Семь сотрудников имеют ученую степень кандидата юридических наук, один – кандидата технических наук, один – кандидата химических наук, два сотрудника – ученое звание доцента.
Преподавание учебных дисциплин ведут: д.ю.н., доцент И.В.Латышов, к.ю.н., доцент Г.И Курин., к.ю.н. А.В. Кондаков, к.ю.н. А.С. Копанев, к.ю.н. Е.В. Китаев, к.ю.н. А.Н. Бардаченко, к.х.н. В.А. Васильев, к.т.н. Д.Ю. Донцов, В.Н. Черниговский, М.Е. Пахомов, А.И. Попов, Ф.П. Самуйленко, И.А. Чулков.
За годы работы сотрудниками кафедры подготовлено девять кандидатских диссертаций, опубликовано четыре монографии, пять учебников, около ста учебных пособий, несколько сотен научных и методических статей.
Научно-исследовательская работа коллектива кафедры направлена на совершенствование методик экспертного исследования по профильным направлениям, расширение перечня и возможностей технико-криминалистических средств, а также автоматизацию экспертных исследований.
Приоритетными направлениями научной деятельности кафедры являются:
Кафедра поддерживает тесные творческие отношения с рядом научно-педагогических коллективов вузов Российской Федерации, практических судебных экспертных учреждений. В их числе профильные кафедры по подготовке экспертов-криминалистов Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Санкт-Петербургского университета МВД России, Волгоградского государственного университета, Экспертно-криминалистический центр МВД России, Федеральный центр судебной экспертизы МЮ России, региональные экспертно-криминалистические центры, НИЛ, Бюро судебно-медицинской экспертизы.
В рамках договора о творческом сотрудничестве:
Разработка и создание летательных механизмов и кораблей в современном мире стали важнейшими задачами, которые требуют высокого уровня навыков исполнения и исключительной профессиональной квалификации. Это область требует каждодневного усовершенствования, новых мыслей и идей, развития уже существующих технологий и создания новых единиц техники.
Если вы обладаете математическим складом ума и желаете получать большой объем технических знаний, а в дальнейшем использовать их на благо страны, то специальность «Баллистика и гидроаэродинамика» - именно то, что нужно для получения высшего образования и успешного дальнейшего трудоустройства. Поступить в такие вузы сложно, зато потом гарантировано рабочее место.
Но что это за специальность "Баллистика и гидроаэродинамика"?
Данная специальность достаточно узкая, требует квалифицированного преподавательского состава. В нашей стране существуют лишь 4 высших учебных заведения, которые осуществляют подготовку по этому направлению:
Самым престижным и неоднократно зарекомендовавшим себя в подготовке специалистов по направлению 24.03.03 "Баллистика и гидроаэродинамика" является Московский авиационный институт. МАИ - это современное учебное заведение. При подготовке высококвалифицированных кадров институт совмещает фундаментальные традиции российского академического образования и последние достижения в области передовых образовательных технологий.
В институте также готовят специалистов по специальностям «Динамика полета и управление аэрокосмическими системами», «Инженерное дело в аэрокосмической медицине», «Ракетные комплексы и космонавтика» и др.
Зачисление на данную специальность возможно только на базе одиннадцати школьных классов, т. е. полного общего образования. Институт МАИ на специальности «Баллистика и гидроаэродинамика» предлагает очную, заочную и смешанную форму организации обучения. Продолжительность обучения на дневной форме составляет 4 года, на заочной - 5 лет. Смешанная форма обучения длится тоже 5 лет.
Результаты ЕГЭ для успешного зачисления на специальность по дисциплине «Баллистика и гидроаэродинамика» должны быть в сумме от 180 до 300 баллов. Вступительные экзамены нужно сдавать по следующим дисциплинам:
Некоторые вузы в качестве вступительного испытания также могут включить такие предметы, как иностранный язык и химию.
Еще раз стоит отметить, что для поступления необходимо уметь быстро воспринимать большой поток технических данных и, конечно, нужно собственное желание абитуриента развиваться и реализовывать себя в выбранной сфере.
На первом этапе студенты направления столкнутся с изучением терминологии и базовых систем инженерно-технического плана. Абитуриент откроет для себя начертательную геометрию, изучит особенности построения инженерной графики в специальных компьютерных программах. До третьего курса обучения читаются общие дисциплины, которые помогут студенту в полной мере охватить весь объем информации, необходимой для получения высшего образования.
С третьего курса в учебном плане преобладают занятия, связанные со специальными дисциплинами. Будущих бакалавров учат основным методикам и приемам обработки мануфактур и конструирования технических аппаратов и систем, потенциалу цифровой электроники, обучают применять полученные знания на практике, в том числе при создании абсолютно передовых баллистических систем и обслуживании уже ранее известных.
Изучение такой узкой технической специальности - это отнюдь не скучное занятие, абитуриент познакомится с такими видами дисциплин, как:
Практика у студентов начинается уже по завершении первого курса обучения на факультете. За все курсы студент встретится и познакомится с практическими видами деятельности в таких заведениях, как местные предприятия авиастроения, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Также существует возможность пройти практику непосредственно при кафедре своего деканата и в современно оборудованных лабораториях самих вузов.
Завершающим этапом четырехлетнего или пятилетнего обучения студента будет итоговая аттестация, которая включает в себя:
Особым плюсом считается, если дипломная работа студента отражает современные технические проблемы своего региона. При успешном прохождении последнего этапа студент получает квалификацию следующего образца: бакалавр по направлению подготовки «Баллистика и гидроаэродинамика».
На протяжении всего обучения студент получает знания и навыки, которые помогут ему приспособиться к постоянно изменяющейся окружающей его действительности и нормально функционировать в ней.
Большинство студентов, получивших степень бакалавра, не останавливаются на достигнутом и хотят увеличить свой багаж знаний, поступив в магистратуру, что дает им целый ряд перспектив:
Несмотря на то, что данная дисциплина относится к узкоспециализированным, студент после окончания вуза может выбрать ряд профессий на свой вкус. Безусловно, студентов, окончивших курс по баллистике и гидроаэродинамике, будут ждать вакансии, связанные с проблемами организации полётов и мониторингом движения летательных аппаратов.
По специальности "Баллистика и гидроаэродинамика" кем работать? На основе практических летних и зимних периодов студенты уже будут знакомы с работой в различных местных технических организациях, специализированных предприятиях, исследовательских лабораториях и центрах как в России, так и за ее пределами. Есть множество программ, по которым существует возможность отправить выдающегося студента на продолжение обучения за границу.
Исходя из профиля и специализации, студенты могут заниматься различными видами работы: баллистикой и динамикой полёта летательных аппаратов, статистическим прогнозированием системам стабилизации, навигации и нацеливания.
По специальности «Баллистика и гидроаэродинамика» где работать? Какие должности сможет занять специалист?
Специалисты направления «Баллистика и гидроаэродинамика» очень нужны как в гражданской, так и в военной авиации. Минимальный доход будет составлять около 70 тысяч рублей. Также стоит помнить, что многие специалисты, окончившие курс «Баллистика и гидроаэродинамика», могут рассчитывать на работу в компаниях за рубежом. В нашем государстве широко ценятся проектировщики навигационных систем и их стабилизации - это направление считается традиционно российским.
Вакансии для выпускника МАИ "Баллистика и гидроаэродинамика" (как, впрочем, и для выпускников других вузов, которые готовят таких специалистов) редко можно найти в открытом доступе. Как правило, толковых студентов направляют на практику, где они и остаются работать, или трудоустраивают.
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Проектирование и разработка летательных аппаратов и кораблей - важнейшая задача, выполнение которой обуславливает высокий уровень военного потенциала страны. Данная область весьма важна, поэтому требует постоянного развития и внесения новых идей, способных усовершенствовать уже существующие технологии производства и поднять отрасль на совершенно новый, более современный уровень. Именно этим и заняты специалисты, окончившие вуз по направлению 24.03.03 «Баллистика и гидроаэродинамика». Если вы имеете математический склад ума и обладаете хорошими техническими знаниями, рекомендуем рассмотреть данную специальность как вариант вашей будущей профессиональной деятельности.
Для поступления на данное отделение, как правило, требуются высокие баллы по таким предметам, как:
Некоторые вузы могут заменить последние дисциплины на экзамен по химии. Кроме того, нередко учебные заведения требуют результатов по иностранному языку. Поэтому, чтобы вовремя подготовиться и набрать максимальные баллы на ЕГЭ, стоит заранее уточнять в деканате вуза, какие именно предметы вам потребуется сдавать.
В процессе обучения студенты учатся решать расчетно-проектные задачи и осваивают азы научно-исследовательской деятельности. Кроме того, они готовятся к осуществлению производственных работ и изучают современные технологические процессы в сфере баллистики и гидроаэродинамики. Студенты также приобретают организационные навыки и умения эффективно управлять рабочим коллективом.
Это узкоспециализированное направление, требующее квалифицированного преподавательского состава, которым располагают всего несколько вузов. В России имеется 3 учебных заведения, осуществляющих подготовку по заданной области, и один из них находятся в Москве, другой - в Санкт-Петербурге и третий - в Томске.
Срок образовательной программы в бакалавриате на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.
Специальность предусматривает освоение таких важных предметов, как:
Будущие специалисты наделяются следующими знаниями и умениями:
Кем можно пойти работать после окончания вуза? По получении диплома выпускники могут осуществлять свою деятельность по таким профессиям, как:
Чаще всего молодые специалисты находят работу в конструкторских бюро, где они изучают вопросы, связанные с динамикой полетов, а также занимаются управлением движением летательной техники. Эксперты данного профиля - весьма редкое явление, поэтому они имеют высокий спрос на рынке труда и находят применение своим навыкам как в военной, так и в гражданской авиации.
Специалисты с минимальным стажем могут рассчитывать на зарплату не менее 40 000 рублей, в то время как опытные профессионалы получают от 60 000 рублей и более. Также российские эксперты данной области имеют высокий спрос и за рубежом, где их труд оплачивается гораздо выше.
Многие студенты, получившие степень бакалавра, стремятся повысить уровень своих знаний и поступают в магистратуру, что дает им целый ряд преимуществ:
По мнению форсайтеров, экспертов по оценке перспектив развития экономики, в сфере авиации ожидается значительное увеличение разнообразия летных средств.Появится больше пилотируемых гражданских малых воздушных судов, самолетов, вертолетов и, возможно, дирижаблей. В ближайшие 10–15 лет вероятно появление летательных аппаратов, стоимость которых будет сопоставима с автомобилем. Беспилотная авиация будет активно развиваться. Внутри городов беспилотные летательные аппараты будут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью. Ожидается возрождение воздухоплавания – дирижаблей на новой технологической основе, применяемых в труднодоступных районах.
Появление в небе большого числа новых частных аппаратов потребует изменения систем диспетчеризации полетов. Контроль за безопасностью будет увеличиваться, и это будет задавать новые требования к строительству инфраструктуры и к интеллектуальным системам поддержки диспетчеров.
В строительстве летательных аппаратов также произойдут изменения: применение композитов позволит уменьшить вес и увеличить прочность аппаратов, развитие и применение интеллектуальных систем управления обеспечит эффективность навигации и обеспечит безопасность на воздушных «дорогах», применение экотоплива и переход на электродвигатели сделает воздушный транспорт не только самым быстрым и мощным, но и самым экологичным.
Выпускник этого направления будет участвовать в проведении анализа состояния ракетно-космической техники и ее отдельных направлений, создавать базы данных современных конструкций и технологий разрабатываемых систем ракетных комплексов, определять тип и внешний облик изделия, входящего в ракетный комплекс или космического аппарата.
В задачи такого специалиста будет входить проектирование и конструирование изделий, входящих в ракетно-космический комплекс, а также техническая работа по математическому моделированию при проектировании ракет, космических аппаратов, систем жизнеобеспечения, агрегатов и систем стартовых и технических комплексов, технологических процессов и средств технологического оснащения космических аппаратов.
Необходимой частью работы будет разрабатотка эксплуатационно-технической документации и использование ее при эксплуатации объектов ракетно-космической техники, а также выполнение патентных исследований с целью изучения объектов интеллектуальной собственности на патентную чистоту.
Специалисты этого профиля изучают проблемы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов в профильных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, или проверяют годность летательных аппаратов на аэродромах.
Гиперзвуковые сомолеты, дискообразные летательные аппараты с вертикальным взлетом, «Черный дрозд», «Falkon», «Черная акула», - кто разрабатывал двигатели для этих авиалегенд? Кто разрабатывает сегодня перспективные двигатели для беспилотных летательных аппаратов и легких самолетов?
Выпускники направления обучения «Двигатели летательных аппаратов» смогут заниматься расчетами и конструированием отдельных деталей и узлов двигателей летательных аппаратов, разрабатывать технологические процессы изготовления отдельных деталей и узлов двигателей и энергоустановок летательных аппаратов, выбирать материалы для изготовления двигателей летательных аппаратов. На рабочих местах такие профессионалы будут принимать участие в работах в ходе подготовки производства новой продукции, принимать и осваивать вводимое оборудование, а кроме того, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов, деталей и двигателей летательных аппаратов.
Как широко образованные специалисты, они смогут проводить технико-экономическое обоснование проектных решений, оформлять законченные проектно-конструкторские работы и контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ.