Системы кладок. Системы кладок Георгиевский собор Юрьева монастыря

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт культуры и искусства

Секция теологии


Проектная работа

по дисциплине "История и теория Христианского Искусства"

на тему: Архитектура домонгольской Руси


Выполнил:

студент 2 курса группы ТЕО-2

Антипов И.А.

Проверила: Стюфляева Н.В.


Липецк-2013



Введение

Первые храмы

Различия архитектурных школ

Архитектурные тонкости в постройке и отделке храмов

Заключение

Список литературы


Введение


Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой.

Русь долгие годы была страной деревянной, и её архитектура, крепости, терема, избы строились из дерева.

До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам, но архитектурный стиль народа дошёл до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках или по письменным источникам

Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцати-главый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои рубленые деревянные храмы, и что эти храмы были многоглавыми.

Тема работы - "Архитектура домонгольской Руси".

Обращение к данной теме актуально для более точного изучения истории христианского искусства, а также необходимо для моей профессиональной подготовки как будущего теолога.

Целью данной работы является дать оценку архитектуре Древней Руси.

Задачи работы:

) рассмотреть историю развития архитектуры Древней Руси;

) дать общую характеристику архитектурным школам;

) дать характеристику архитектурных приемов мастеров эпохи.

Научная разработанность: для рассмотрения данной темы необходимо исследование христианских писателей, ученых в области церковного искусства и богословов. При написании данной работы основными источниками информации явились:

Алпатов М.В., Иконников А.В, Ильина Т.В. , История русской архитектуры. Краткий курс., Раппопорт П.А., Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М, Рыбаков Б.А.


Крестово-купольная система храма


В соответствии с темой работы важно рассмотреть историю возникновения храмовых типов на Руси, а также их значение.

Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма, типичная для Греко-восточных православных стран. Крестово-купольной формы храм - прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части - нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола.

Подкупольное пространство, благодаря окнам барабана, залито светом, оно является центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами.

Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма - крестово-купольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения.

В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (по древнерусски-лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.


2. Первые храмы


В 989 г. великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (закончен в 996 г.). Понимая идеологическое значение первого каменного храма для Киева, князь выделил одну десятую часть своих доходов на его содержание, в связи с чем церковь и получила наименование Десятинной. В 1240 г. храм был полностью разрушен, так как служил последним оплотом защитников Киева в их героической борьбе против полчищ хана Батыя. А потому о первоначальных формах этого первого на Руси монументального культового сооружения из камня мы не можем составить достоверного представления. Изучение остатков фундаментов позволяет сделать лишь заключение, что это была трехнефная крестово-купольная постройка с сильно развитой западной частью, придававшей ей базиликальный характер. Позднее с севера и юга к ней были пристроены галереи.

Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки. Найденные при археологических раскопках многочисленные мраморные резные детали, включая капители, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток, покрытых глазурью, куски штукатурки с фресковой росписью, позволяют утверждать, что Десятинная церковь по богатству отделки не уступала византийским. Есть основания предполагать, что храм был многокупольным, а это сближало его силуэт с деревянными церквами, в которых для увеличения вместительности отдельные срубы объединялись, но каждый имел свое покрытие и завершение

Строительство Десятинной церкви, вероятно, входило в более широкие планы придания "стольному граду" могущественной "империи Рюриковичей" достойного вида. Именно поэтому был расширен и обнесен валом с рублеными стенами детинец, сооружены величественные дворцовые постройки и воздвигнут каменный храм Богородицы - невиданно большой и великолепный. Композиционным центром города Владимира стал Бабин Торжок, на котором были поставлены бронзовая квадрига и статуи, вывезенные князем в 988 г. из Корсуни (Херсонес) в качестве трофеев. В ансамбль площади входили Десятинная церковь и постройки княжеского двора.

В центре города Ярослава, рядом с главной магистралью, соединявшей детинец и окольный город, в 1037 г., согласно летописным данным, начинает возводиться Софийский собор. Он мыслился как главный христианский храм на Руси - Митрополия Русская, которая противопоставлялась Константинопольской. Ярослав, посвящая храм Софии, как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами. Отныне град Киев, как и Царьград, имел не только Золотые ворота, но и Софийский собор.

Строительство нового идеологического центра нельзя рассматривать вне общей политической программы великого князя - программы, направленной на укрепление государственности и господства феодальной знати.

Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера двумя обходами - галереями. В композиции собора доминирует главный купол; он окружен четырьмя меньшими, за которыми расположены боковые, более низкие купола. Центральный объем здания обстроен обходной галереей. Все сооружение имеет сложную, расчлененно-компактную форму с пирамидальным силуэтом. Стены собора выложены византийской кладкой - из плоского кирпича и камня на известковом растворе с добавкой толченого кирпича (в XVII в. фасады были оштукатурены). В интерьере Киевской Софии применены характерные для Византии приемы отделки и убранства: мраморные облицовки, мозаики из смальты, фресковые росписи. Софийский собор утверждал значительность новой религии и одновременно был символом государственности.

Собор св. Софии в Новгороде еще больше отличается от византийских прототипов. Он, как и киевский, состоит из ядра, имеющего каноническую схему четырехстолпного, пятикупольного, трехапсидного храма и обстроек. Но помещения, окружающие центральную часть, имеют общую с ней высоту, образуя единый, компактный объем. Здание возведено из камня (впоследствии оно было оштукатурено).

Культовым сооружениям киевского государства присущи крупный масштаб, величавость, торжественность. Каменный храм, возвышаясь над рядовой деревянной застройкой, был виден издали и поэтому имел большое значение в формировании силуэта города. Учитывая это, зодчие уделяли особое внимание верхней части сооружения, композиционно более сложной по сравнению с глухой, лаконичной поверхностью стен нижележащего объема. Эта особенность, отличающая древнерусские храмы от византийских, получила развитие и в дальнейшем.


Различия архитектурных школ


Уже в начальный период становления каменного русского зодчества определились его локальные различия: южному типу храмов свойственна живописность облика, северному - некоторая замкнутость и сдержанность.

Процесс раздробления древнерусского государства на отдельные княжества сказался на масштабах культовых сооружений XII в. Вместо грандиозных многоглавых соборов строятся меньшие по размерам церкви с одной главой, опирающейся на четыре внутренних столба.

Большое количество памятников архитектуры средневековой эпохи сохранилось в Новгороде и Пскове - крайнем северо-западном районе Руси, не подвергшемся монгольскому нашествию. В этих городах в XII в. была создана вечевая республика, ограничившая княжескую власть. Архитектура здесь отличалась простотой форм, некоторой суровостью, ясностью облика. Церкви строились небольшими.

Силуэты новгородских церквей компактны и замкнуты, архитектурные формы лаконичны. Их облик несколько оживляла живописная кладка: здания возводились из грубо около того камня с прослойками красного кирпича (отштукатурены они были позже).

Одно из лучших произведений новгородской архитектуры XII в. - монастырская церковь Спаса на Нередице, разрушенная в 1941 г.. Колокольня при этой церкви была первой на Руси, и в факте ее возведения сказывается знакомство местных строителей с архитектурой Западной Европы (Новгород имел торговые связи с североевропейскими странами).

В суровости и замкнутости облика Спаса Нередицы отражается дух времени: такое же впечатление производят храмы романского стиля XI-ХII вв. в Западной Европе. Мощь стен подчеркнута узкими арочными окнами. Плоскость стены расчленена пилястрами (лопатками), но это не декоративная деталь: пилястры представляют собой выступы столбов, на которые опираются арки, несущие своды. Фасадная стена, таким образом, завершалась тремя арками (закомарами). Все элементы церкви имели нежесткие очертания, архитектурные формы выглядели как бы вылепленными. Поверхности стен в интерьере были сплошь расписаны замечательными фресками.

В XII в. Новгородско-Псковская республика героически отбивалась от шведских и немецких рыцарей. В этот период строились преимущественно оборонительные сооружения. Новый подъем зодчества происходит в конце XIII в., после победы новгородцев на Чудском озере.XV века - время дальнейшего развития новгородско-псковской архитектуры. В этот период уже не применяется кирпич; постройки возводят из околотого камня, фасады покрывают штукатуркой. Появляются декоративные детали.

В XII - начале XIII в. Киев утратил значение общерусского политического и культурного центра. Среди русских удельных княжеств возвысилось и выдвинулось на первый план Владимиро-Суздальское. Здесь формируется яркое и своеобразное по своему стилю каменное зодчество. В этот период на Руси кирпич в монументальном строительстве стал заменяться камнем. Развивалась техника возведения зданий из тесаного белого камня, которая достигла особенно высокого уровня в Галицком и Владимиро-Суздальском княжествах.

Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.

Выдающееся произведение владимиро-суздальского зодчества - церковь Покрова на реке Нерль, жемчужина русской архитектуры. Облик храма нарядный, но в то же время скромный, лиричный, пленяющий светлым оптимизмом, мягкой поэтичностью, изяществом. Зодчий создал просветленный, глубоко человечный архитектурно-художественный образ, выразивший нравственно-гуманистический идеал, который в ту эпоху облекался в религиозную форму.

Построенный в княжеской резиденции во Владимире Дмитровский собор отличается развитым декоративным убранством, торжественностью облика. По объемно-планировочной структуре этот храм соответствует византийским канонам. Купол сферической формы соответствует византийским прототипам, но надо сказать, что эта форма подверглась в русском зодчестве существенной трансформации. Для лучшего отвода атмосферных осадков стали устраивать шлемовидные покрытия, их форму подчеркивали, делали более пластичной, в результате чего выработались очертания глав в виде луковиц, ставших характерными элементами культового зодчества России.

Фасадные плоскости стен Дмитровского собора расчленены тонкими, вытянутыми полуколонками. Их вертикальность перебивается и уравновешивается горизонтальным аркатурным поясом. Однако Дмитровский собор, как и другие храмы владимиро-суздальского зодчества, невозможно отнести ни к романскому или закавказскому типу, ни к византийскому. По своему общему облику и по своему духу это произведение русской архитектуры.

Культовое зодчество южных и западных русских земель XII-XIII вв. было наиболее близко архитектуре Киевской Руси, в то же время его развитие шло в русле общерусских тенденций архитектуры того времени. Здесь тоже строились крестово-купольные одноглавые храмы. Кладка велась из кирпича. Известным произведением южнорусской архитектурной школы является Пятницкая церковь в Чернигове. Объем здания компактный, собранный. Фасады расчленены вертикальными профильными тягами, придающими сооружению динамичную устремленность вверх. Это впечатление усиливается пирамидально-ярусной группировкой сводов, увенчанных высоким барабаном главы.

Динамичный подъем средней арки с примыкающими к ней по бокам двумя полуарками, сменивший статичную композицию из трех арок на фасаде, - прием не только художественно-композиционный и декоративный. В этой форме отражены новые объемно-планировочные и технические приемы, еще более отдаляющие русское культовое зодчество от византийских образцов, с которых оно начало свое развитие.

Если фасадная стена завершается тремя арками, между ними образуются пазухи, где задерживаются осадки - дождевая вода и особенно снег; повышение средней арки способствует их более эффективному удалению. В то же время устройство боковых полуарок отражает изменения во внутренней структуре сооружения. Если четыре столба, поддерживающие купол, стоят на равных расстояниях друг от друга и от стен, внутреннее пространство членится на девять равных отделений. Между тем по практическим и композиционным соображениям необходимо было расширить и выделить центральную часть пространства. Расстояние между столбами было увеличено, они были смещены ближе к стенам. При уменьшении пролета между столбом и стеной этот промежуток уже не было надобности перекрывать полным цилиндрическим сводом; здесь можно было возвести и половину свода. Полусводы (которым соответствуют боковые полуарки на фасаде) имеют тот же конструктивный смысл, что и выступающие снаружи наклонные упорные арки в готических соборах, воспринимающие распор центрального свода. Эти конструктивные приемы появились на Руси и во Франции одновременно, во второй половине XII в.

Ступенчато-ярусное расположение сводов, дающее динамичное нарастание масс к центру, было применено и по композиционным соображениям. В интерьере это подчеркивало значимость центральной части внутреннего пространства и придавало ему устремленность ввысь, а во внешнем объеме церкви приподнятый барабан главы не заслонялся при взгляде снизу с близких точек зрения. Этот композиционный прием получил дальнейшее развитие уже в московском зодчестве, в конце XIV-XV вв

экстерьер домонгольский храм архитектурный

4. Архитектурные тонкости в постройке отделке храмов


Дверные проемы в памятниках домонгольского периода - это преимущественно входные церковные двери, большой размер которых был обусловлен не только чисто функционально, но и требованиями определенной представительности. Ранние киевские и новгородские постройки, как правило, реконструируются с большими арочными входами, при этом вопрос о том, как эти входы запирались, часто остается нерешенным. Во всяком случае, уже к XII в. был выработан тип устройства церковных дверей, получивший широкое распространение в архитектуре Киевской, Черниговской, Новгородской, Смоленской и ряда других земель. Дверной проем имел с боковых сторон выступы каменной кладки, так называемые "плечики", которые прикрывали снаружи наиболее уязвимую часть дверных полотнищ - места их навески. Открывание дверей производилось внутрь. Способ навески створок бывал различным. Часто в проем вставлялась деревянная колода, и створки вращались на выступах - "подпятниках", входивших в специальные отверстия в ее нижней и верхней обвязке. В отдельных случаях имеются следы заложенных в кладку металлических крючьев - подставов, на которые надевались дверные петли. Иногда для более прочного крепления подставов в кладку под них заводились специальные блоки камня (церковь Иоанна Богослова в Смоленске, 1160-1180 гг.).

Дверные проемы, как правило, имели архитравную перемычку из дубовых брусьев, над которой выкладывалась разгрузочная кирпичная арка.

Снаружи плечики и тимпан между перемычкой и аркой были утоплены в небольшой впадине. В архитектуре Галицкой и Владимиро-Суздальской Руси этот тип проема был несколько видоизменен: с внешней стороны он получил богатое обрамление в виде так называемого перспективного портала, причем во Владимире и Суздале перемычка вместо архитравной стала арочной. Внутренние откосы порталов при этом очень неглубоки и более похожи на четверти.

В каменном строительстве домонгольского периода в основном применялись два типа оконных проемов. Один из них, наиболее распространенный, встречается с XI в. Это - простой арочный проем с параллельными щеками, иногда утопленный со стороны фасада в небольшую нишу (рис.1).


1. Основные типы оконных проемов домонгольского времени 1 - проем с параллельными щеками; 2 - проем с внутренними и наружными откосами; 3,4 - небольшие круглые и крестообразные проемы


Ниша в этом случае носила декоративный характер, поскольку оконница вставлялась не в нее, а в относительно произвольном месте в середине пролета и либо вмуровывалась при кладке, либо удерживалась за счет слоя штукатурки, подходившего к ней как изнутри, так и снаружи. В проемах более значительных размеров оконницы крепились к связям или к заложенным в кладку небольшим брусьям, от которых во многих памятниках сохранились гнезда. Проемы этого типа иногда бывают сгруппированы по два, по три и более. Несколько позднее боковые проемы иногда стали завершаться не полной аркой, а половиной, образуя в целом вместе со средним арочным проемом сложное многолопастное очертание.

Около середины XII в. наряду с описанным выше появляется другой тип проема - с расходящимися раструбом внутренними и наружными откосами и перекрытый двумя коническими арочными перемычками, соединенными узкой стороной. Подоконник в таких окнах не горизонтален, а имеет выраженные скаты в обе стороны. Этот второй тип заимствован из романской архитектуры и впервые встречается на территории земель, более всего воспринявших воздействие западных строительных приемов, в частности во Владимиро-Суздальской Руси. В белокаменных постройках внешние откосы этого типа проемов иногда заменены многопрофильным перспективным обрамлением (церковь Покрова на Нерли и др.). Оконница в проемах второго типа устанавливалась в месте наиболее узкого просвета. Существует единственный образец еще одного типа оконного проема, также восходящий к романским прототипам, - тройное окно, разделенное колонками, на лестничной башне дворца в Боголюбове (1158 г.). Кроме того, встречаются маленькие оконные проемы в виде круглых или крестообразных отверстий, освещавшие иногда сам храм, а иногда внутристенные лестницы и проходы.

В памятниках домонгольской Руси оконницы были дощатыми, с одним или двумя рядами круглых отверстий диаметром 15-20 см, в которые вставлялись стекла. Между круглыми отверстиями иногда дополнительно устраивались треугольные или ромбические. Есть примеры и оконниц с квадратными отверстиями, в которые вставлялись круглые стекла в связи с технологией стекольного производства того времени.


Заключение


Как видно из основного текста данной работы, для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как монументализм форм. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искажённом виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные постройки Руси не были результатом механического копирования византийских образов. Однако в середине XIII в. монгольское нашествие - страшная катастрофа, постигшая Русь, - более чем на двести лет прервало развитие русской архитектуры.


Список литературы


1.Алпатов, М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. / М.В. Алпатов - М. 1967.

Иконников, А.В. Тысяча лет русской архитектуры./ А.В. Иконников. - М., 1990.

Ильина, Т.В. / История искусств./ Т.В. Ильина // Отечественное искусство. - М. 1994 .

История русской архитектуры. Краткий курс. -М. 1956 .

Раппопорт, П.А. / Древнерусская архитектура/. П.А. Раппопорт - М. ,1970

Реставрация памятников архитектуры / С.С. Подъяпольский., Г.Б. Бессонов., Л.А. Беляев., Т.М Постникова. - М., 2000

Рыбаков, Б.А. Из истории культуры Древней Руси. / Б.А. Рыбаков - М., 1984


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси. Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская

«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—

рассказывали посланцы князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.

«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин

Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.

Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.

Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.

Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.

Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.

«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!

Десятинная церковь

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.

Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.

Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».

У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.

В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.

София Киевская

В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.

Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.

Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.

Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер - строительный материал. Первоначально - плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.

Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.

«Где София, тут и Новгород»

Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.

Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»

София Полоцкая

В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.

Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.

Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи - им был «мастер Петр».

Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.

В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Приглашаю заглянуть на мой . Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси . Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.

Удачи!

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Четвертая часть нашего архитектурного ликбеза посвящена развитию древнерусской архитектуры домонгольского периода , являющейся уникальным явлением всемирно-исторического и культурного значения (недаром большинство объектов, о которых пойдет речь в этой части всключены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , они в тексте обозначены знаком - *** ).

Архитектурный стиль Древней Руси утверждался под явным влиянием византийской архитектурной традиции . Да и значительная часть храмов этого периода (по крайней мере в южной Руси) строилась византийскими мастерами, под их руководством или при их участии.

Например, именно зодчими из Константинополя (при участии, конечно же, местных, русских мастеров) был построен знаменитый Софийский собор в Киеве *** (30-е годы XI века) . К сожалению, от первоначального собора, воздвигнутого при князе Ярославе Владимировиче (Мудром) мало что осталось, поскольку на рубеже XVII - XVIII веков он был перестроен в стиле украинского барокко .

О том, как выглядел первоначальный Софийский собор, мы можем судить лишь по реконструкциям. Если эти реконструкции являются достоверными, то можно сделать вывод, что за образец византийскими строителями был взят одноименный собор Константинополя, ныне называющийся Ак-София.

Макет-реконструкция Софийского собора XI века:


А вот так Софийский собор Киева выглядит сейчас:


Очевидные отличия от архитектуры южной Руси имела Новгородская архитектурная школа , характеризующаяся своей простотой, отсутствием излишней декоративности, приземистостью и монументальностью, которая может показаться даже несколько тяжеловесной.

Софийский собор Великого Новгорода *** (1045 - 1050 гг.):

Церковь Спаса на Нередице *** (ок. 1198 года):

К новгородской архитектуре мы еще обязательно вернемся в следующих частях ликбеза, поскольку её расцвет наступил позже, в XIV - XV веках.

А вот главные шедевры древнерусской архитектуры XII - начала XIII веков сосредоточены на северо-востоке Древнерусского государства (хотя о его существовании как единого целого с середины XII века, а то и раньше, с Любечского съезда 1097 года, вряд ли можно говорить) - во Владимиро-Суздальском княжестве и выделившихся из него удельных отчинах.

Во Владимирской Руси в XII - XIII веках традиции византийской архитектуры были продолжены, но появляются некоторые элементы западноевропейской архитектуры.
Так, в одном из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси церкви Бориса и Глеба в Кидекше *** , построенной в годы княжения Юрия Владимировича Долгорукого (1152 г. ), прослеживаются очевидные параллели с западноевропейским романским стилем .

То же самое можно сказать и о Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского (1152 - 1157):

Интерьер алтарной части Спасо-Преображенского собора:

Своды собора (ну чем не романский стиль?):

Успенский собор Владимира , ставший образцом для одноименного собора в Московском Кремле, по сообщениям В. Н. Татищева, строился при активном участии немецких мастеров, присланных императором Фридрихом Барбароссой по просьбе великого Владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского .

По реконструкции С. В. Заграевского можно представить себе общий вид Успенского собора времен Андрея Боголюбского, каким этот храм был в 1160 - 1186 годах :

Но уже к 1189 году он был перестроен по инициативе Всеволода Юрьевича Большое Гнездо . И приобрел нынешний вид, в целом сохранившийся до нашего времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы ***

Самым известным в мире шедевром архитектуры владимиро-суздальской школы, безусловно, является крестово-купольная церковь Покрова на Нерли *** (1158 или 1165 гг.?):

Церковь Покрова на Нерли украшена резными рельефами .
Самый известный из них изображает царя Давида, исполняющего псалмы в окружении львов и грифонов:

Но на мой вгляд, не менее ценным шедевром является Дмитриевский собор *** во Владимире , построенный при Всеволоде Большое Гнездо в 1191 - 1197 годах, имеющий 600 великолепных рельефов (!!!) на различные библейские и мифологические темы:

Дмитриевский собор и некоторые его рельефы:

Небольшое отступление:
Тех, кто прикрепил к всемирно известному памятнику архитектуры убогие жестяные водосточные трубы, я бы заставил во время дождя стоять вместо этого убожества с тазиками, ловить каждую струю и вычитать из зарплаты, если не поймают!
Да, гаргулий в древнерусской архитектуре не предусматривалось (впрочем, в это время и в западноевропейской архитектуре их не было), но неужели именно это - лучшее решение?!


Но лучше полюбуемся на прекрасные рельефы собора:

Последним крупным владимирско-суздальской архитектурной школы домонгольского периода является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском , построенный в 1230 - 1234 годах, ставший образцом первого каменного храма Москвы - Успенского собора, сооруженного Иваном Калитой в 1326 - 1327 годах.

Современный вид Георгиевского собора:

Его первоначальный вид (реконструкция):

Декоративный рельеф, сохранившийся до нашего времени:

К сожелению, архитектурных памятников домонгольского периода до нашего времени дошло очень мало. Но среди них нельзя не отметить знаменитые, построенные Андреем Боголюбским в 1164 году, Золотые ворота во Владимире *** , являющиеся уникальным сооружением, поскольку были не только оборонительным сооружением, но и парадным (триумфальным) въездом в город, задумывшийся князем как новая столица Руси вместо потерявшего свой столичный статус Киева.

Нельзя также не упомянуть останки одного из немногих замков, столь характерных для Западной Европы, но редких на Руси - Боголюбского замка князя Андрея Юрьевича *** , сооруженного им в 50-60-е годы XII века .

Благодаря реконструкции С. В. Заграевского мы можем представить себе, как выглядел этот замок при жизни его основателя, который в 1174 году был убит в его покоях в результате заговора своих приближенных:

К настоящему времени от замка XII века остались лишь фрагменты, которые можно видеть ниже шатра колокольни храма Рождества Богородицы в Боголюбове (они заметно отличаются от более поздних пристроек стилистически):


Краткий вывод.

Как видим, древнерусская архитектура домонгольского периода развивалась совершенно не изолированно от византийской и западноевропейской культуры зодчества.
Если же проводить параллели с общепризнанными архитектурными стилями, то на мой весьма субьективный взгляд, архитектура Древней Руси наиболее близка стилистически к романскому стилю .


В следующей части мы рассмотрим следующий период развития русской архитектуры - XIV - XVI века.

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.


О. М. Иоаннисян


В истории древнерусского зодчества, пожалуй, нет более сложного и нерешенного вопроса, чем вопрос о христианском культовом зодчестве первых веков существования русской архитектуры. Как известно, развитие монументальной архитектуры (т. е. строительства из долговечных материалов - камня и кирпича) начинается только после принятия Русью христианства в конце X века. Правда, есть сведения и о том, что до официального принятия Русью христианства в качестве государственной религии в Киеве уже существовала церковь Ильи, упоминаемая в «Повести временных лет» в тексте договора Руси с Византией еще под 945 годом. Долгое время сам факт ее существования оставался дискуссионным, а в настоящее время продолжает еще оставаться дискуссионным вопрос о ее локализации.3 До тех пор, пока остатки этого древнейшего киевского храма не будут обнаружены, ничего определенного о его формах сказать невозможно. Поэтому, подлинная история русского зодчества начинается с постройкой в Киеве в 989-996 годах Десятинной церкви, возведенной сразу после крещения Руси присланными из Константинополя византийскими мастерами.

Самый начальный этап развития древнерусского зодчества неразрывно связан с архитектурой Византии, откуда на Русь в конце Х~Х1 веков приходили мастера-строители, принесшие с собой технику кладки из плинфы, крестовокупольный тип храма, приемы и формы каменного строительства. Количество строительных артелей на Руси в это время было минимально - за весь этот период на Руси (в основном, в Киеве) было возведено всего лишь около двух десятков монументальных построек, в то время как сама потребность строительства храмов в крестившейся Руси намного превышала возможности артелей мастеров-каменщиков, которыми она располагала. Потребности эти должны были удовлетворятся силами строителей-плотников, «древоделов», искусство которых было для Руси традиционным с древнейших времен. О строительстве деревянных храмов сразу же после принятия Русью христианства свидетельствует и летопись, сообщающая о том, что после крещения князь Владимир «повеле рубити церкви и поставляли по местом, иде же стояху кумиры». Позднее, в XII-XIII веках, когда количество строительных артелей на Руси увеличилось, и строительная изография стала более широкой, интенсивность монументального строительства, связанного, в основном, с княжеским заказом,8 все равно не могла обеспечить потребностей общества в храмовом строительстве. Поэтому большую часть строительства храмов должны были взять все те же артели плотников. Письменные источники неоднократно сообщают нам об очень большом количестве храмов и монастырей в таких городах как Киев, Чернигов, Галич, Новгород, Ростов, однако количество известных нам монументальных храмов в этих городах значительно меньше называемых летописцами цифр. Даже если учесть, ЧТО далеко не все не дошедшие до нас монументальные постройки домонгольской эпохи еще обнаружены, все равно большая часть храмов, несомненно, была деревянными постройками. Скорее всего, таковыми были приходские кончанские храмы в большинстве больших древнерусских городов (за исключением Новгорода со второй половины XII века и, по- видимому, киевского Подола с рубежа XII и XIII веков), монастырские храмы, возведенные не по княжескому заказу, храмы в тех городах, где не было своих строительных артелей, и уж, конечно, фактически все сельские храмы.

Если о монументальном зодчестве домонгольской Руси в результате исследований последних десятилетий стало известно очень много нового,9 то деревянное культовое зодчество этой эпохи было и остается самой неисследованной страницей в истории русской архитектуры. Время, не пощадившее даже многие каменные храмы этого периода, еще более жестоко обошлось с постройками из такого недолговечного материала, как дерево. Самая ранняя из дошедших до нас деревянных церквей - церковь Лазаря Муромского монастыря, находящаяся сейчас в Кижах , - относится уже к XIV веку. Известно, что законы развития каменного и деревянного зодчества различны и обуславливаются различиями в особенностях материала. Однако, существуя и развиваясь одновременно, каменная и деревянная архитектура не могли не влиять друг на друга, тем более, что и из камня (или кирпича-плинфы), и из дерева возводились постройки, выполнявшие одну и ту же функцию - христианского храма. Более того, литургические каноны должны были до известной степени обеспечивать единство многих форм в монументальном и деревянном храмостроении.

Исследователи древнерусского зодчества никогда не упускали из виду это обстоятельство и, стремясь представить себе какими были домонгольские деревянные церкви, обращались к памятникам монументальной архитектуры. При этом большинство из них исходило из предположения, что деревянная архитектура, имевшая глубокие корни на русской почве, оказала влияние на композиционные особенности каменных храмов. Так как типы, а также формы и приемы каменного строительства были вместе с христианством принесены на Русь из Византии, то, по мнению, этих исследователей, работая вместе с византийскими зодчими над постройками каменных соборов, русские мастера, незнакомые до этого с каменным строительством, но имевшие за плечами многовековой опыт в области плотничного искусства, привносили в композицию новых каменных зданий некоторые особенности привычной деревянной архитектуры, что и придавало своеобразие каменному зодчеству домонгольской Руси.

В то же время, всякая возможность влияния форм каменной архитектуры на деревянное зодчество совершенно исключалась. Один из наиболее ярких выразителей этой точки зрения М. Красовский писал: «...наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспособляли для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда, потому что в области плотничного искусства русские цветы , конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича».

Ю. П. Спегальский, наоборот, считал, что некоторые формы и конструкции первоначально сложились в творчестве каменщиков и затем (пали приспособлены к особенностям деревянной архитектуры.12
Некоторое представление о внешнем облике древнейших деревянных церквей на Руси можно было получить из сведений, сообщаемых и письменными источниками...

Скачать:

Другие новости по теме

    Template not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tpl

Архитектура домонгольской Руси

Архитектура после нашествия монголов

Архитектура домонгольской Руси

Характеристики: высокий уровень техники для строительства, начало формирования собственного архитектурного стиля, мастерство живописцев, стремление выразить христианское мировоззрение.

До конца 10 века на Руси были только деревянные и деревянно-земляные постройки.

С 10 века начинается строительство культурных зданий, церквей и монастырей из камня . Первые деревянные постройки – 13-купольная Новгородская София и храм Бориса и Глеба в Вышгороде.

Самый древний храм из камня, дошедший до нас, – Спасо-Преображенский Собор в Киеве (старше Софии Киевской)

Возводились сооружения в основном под руководством византийских зодчих, в связи с этим неслучайно, что сложившийся в византийской архитектуре крестово-купольный тип храма стал популярен в древнерусской архитектуре.

В корне строения храмов лежит базилика (от греческого – царский дом) – тип здания, прямопропорциональный, состоящий из нечетного числа нефов (от 3-5), разделœенных колонами и столбов (образующих крест). Крестово-купольный храм. На кресты (полоски колонн) кладется купол. Лежит на центральных 4-х колоннах.

В Древнем Риме это здания для торговли, судопроизводства и политических избраний.

Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 6 – апсида (хор)

Православных храм произошел от синагоги.

Для древнерусской архитектуры характерны яркие, мягкие и светлые тона, в отличие от темных цветов византийской.

Значения слова ʼʼцерковьʼʼ:

1) Дом бога (перевод)

2) Модель всœелœенной

3) Корабль спасения

2. Средняя часть храма

3. Притвор

Притвор есть преддверие к храму. Впервые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, ᴛ.ᴇ. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

4. Иконостас

5. Престол

6. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

7. Жертвенник

на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии (.христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя).

8.Ризница

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. В случае если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом всœе же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает ʼʼседалищеʼʼ или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон - полукруглый выступ в серединœе солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читается Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места͵ с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

Купол-небо¸ крест-смерть Христа.

На восток смотрят апсиды (выступ здания, полукруглый), вход с запада (здесь писали картины страшного суда).

Восток–восход, заря, свет, начало новой жизни, рождение.

Запал–смерть, темнота͵ заход.

В восточной части, алтаре, совершали богослужения. Отделялся от церковного зала невысокой преградой из икон и тканей. Позже иконостасом.

В западной части находится балкон – нары, где во время богослужения были князь с семьей и приближенные.

Количество куполов:

1)-единый бог

2)- бог и человек

5) - Христос и евангелисты

7)семь таинств церкви или семь всœелœенских соборов

13) Христос и 12 апостолов

В основном преобладали одноглавые храмы.

Крупнейшие крестово-купольные храмы 11 столетия : 25-главая Десятинная церковь (до нас дошел лишь фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) и 13-главый Софийский собор в Киеве, 5-главый Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Русские мастера внесли в храмы:

· Многоглавие

· Пирамидальность (ступенчатость)

· Башенность

Особенности каждой школы зодчеств:

Владимиро-суздальская с ярко выраженным декоративизмом. Своеобразие – ажурная каменная резьба на фасадах церквей. Дмитриевский собор во Владимире строил Всеволод большое гнездо, назван собор в честь покровителя Всеволода, Успенский собор на р.
Размещено на реф.рф
Клязьме, церковь Покрова на Нерли по заказу Боголюбского. Золотые ворота во Владимире – оборонительное сооружение.

Новгородская и псковская выделяются строгостью, простотой форм, скупостью декоративных украшений. Новгород – церковь Спаса на Нередице, Псков – Преображенский собор Мирожского монастяря.

Смоленск . Особую роль сыграли приглашенные черниговские мастера. Отличие – высокое качество кирпичной кладки. Церковь Петра и Павла

Архитектура домонгольской Руси - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Архитектура домонгольской Руси" 2017, 2018.

© 2024 angelsskin.ru
Чистая кожа - Медицинский портал