В чем смысл жизни завсегдатаев салона. Сочинение Толстой Л.Н

“Война и мир” - самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических событий. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета - внешний и внутренний. Внешний сюжет - это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний - духовная биография героев. Они постоянно переплетаются, так как история влияет на судьбы и психологию героев Толстого.

Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества действующих лиц особо выделяются любимые герои автора: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысла жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?”

Андрей и Пьер противопоставлены многим героям романа именно тем, что хотят постигнуть смысл и цель своего существования. Они не похожи на завсегдатаев салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.

Князь Андрей, как и Печорин, не находит приложения своим силам, он чужд светскому обществу, и его начинает всерьез привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в “высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность”, он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.

После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а затем поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,- все это пробуждает в Болконском интерес к жизни, желание деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу - хочет приносить пользу Отечеству. Увлечения идеалами Сперанского и разочарования в них, и новый взлет - встреча с Наташей. Он влюблен, счастлив, окрылен; и вновь разлад - Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но сейчас не за славой, а защищать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения - решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх. В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого долго считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев.

Таков и Пьер. Внебрачный сын одного из богатейших людей России, он вызывает в светском обществе лишь насмешки своими суждениями, но, получив богатое наследство, становится уважаемым гостем и желанным женихом. Его брак с Элен, безнравственной и низкой женщиной, становится несчастьем для Пьера. Разрыв с женой, острый духовный кризис приводят Безухова в масонскую ложу, однако вскоре он видит всю фальшь

масонства. Пьер пытается заниматься преобразованиями в своих деревнях; все это он делает потому, что для него невыносима жизнь “без цели, без трудов”. Он говорит Андрею: “Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться? Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни...”. Особую роль в духовной биографии Безухова сыграла война тысяча восемьсот двенадцатого года. Он, как и Андрей, именно на Бородинском поле нашел большую часть ответов на мучившие его вопросы, ощутил единение с русскими солдатами в борьбе за общее дело. Защищая Москву, он надевает простую одежду, чтобы быть вместе с народом. Время защиты Москвы и плена - труднейшее в его жизни - стало и счастливейшим: ведь он вместе со всеми делал великое дело спасения родной земли. Теми же чувствами был охвачен Пьер, когда наивно собирался спасти человечество от узурпатора, хотел убить Наполеона. В конце романа Безухов рассуждает в духе, близком декабристам. Пьер был одним из лучших представителей дворянства, а многие из них избрали для себя именно этот путь.

Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования, над нравственными проблемами. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни, поэтому роману “Война и мир” суждено бессмертие.

Отношение писателя к светскому обществу

Критическое отношение к высшему свету в романе «Война и мир» Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий. Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.

Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.

Модный салон Шерер

В этогом сочинении на тему «Высший свет в романе «Война и мир» мы поподробнее остановимся на некоторых представителях светского общества. Знакомство читателя с миром избранных происходит в начале романа. Читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего её волнует соблюдение внешних приличий. Она тасует людей, как колоду карт, составляя кружки для беседы и строго наблюдая за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера. Чувствует себя лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер комфортное место, где можно блеснуть красотой и, делая умный вид, показать себя, как Элен Безухова. Попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна. Подыскать подходящих невест для своих сыновей, как князь Курагин.

В доме умирающего графа Безухова

Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства.

В плену у алчного графа

За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры. Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства. Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством. Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удаётся одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. «Где вы, там разврат, зло», ‒ говорит супруге прозревший Пьер. Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были «те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…»

На службе в армии

Даже война не меняет привычки этих господ. Такие понятия, как патриотизм, честь, отвага не находят оклика в душах штабных офицеров. Они издеваются над несчастным генералом Маком, разбитая армия которого была союзницей России. Думают о наградах и чинах, забывая передать важные распоряжения. Из-за безответственности и трусости таких офицеров гибнут солдаты, страдают по-настоящему честные и мужественные бойцы. Анатоль Курагин не имеет представления о месте своей службы. Долохов, используя небольшую рану, пытается вернуть привилегии. Борис Друбецкой готов использовать рекомендательное письмо Николая Ростова для своего продвижения по службе. Мелочный Берг занят покупкой «шифоньерки и туалета» для Веры, в то время как враг у стен Москвы. Личные интересы интриги, карьера становятся для них главной целью.

Истинные дворяне

Но высший свет не ограничивается перечисленными героями романа. На их фоне ярче выделяются образы честных и благородных представителей дворянства. Неслучайно князь Андрей во время Отечественной войны отказывается служить при штабе. Ему неприятна борьба его сослуживцев за тёплое и сытое местечко. Он идёт туда, где кипит настоящая жизнь и его опыт и знания принесут пользу. Отец молодого князя болеет душой за Россию не меньше сына. Последние слова перед смертью обращены к Отчизне. «Душа болит», ‒ произносит старый человек. Безобидный и смешной Пьер планирует убить Наполеона. Наташа Ростова без сожаления расстаётся со своим добром, помогая раненым солдатам выбраться из Москвы. Марья Болконская не допускает мысли о том, чтобы остаться под властью врага и, едва похоронив отца, отправляется в долгий и опасный для девушки путь. Героически гибнет в бою шестнадцатилетний Петя. Не произнося высоких слов, рискует жизнью на полях сражений Николай Ростов. Уничтожает французов в тылу, создав партизанский отряд, Василий Денисов. Все они тоже люди высшего света, привыкшие к роскоши и богатству. Только эти герои не на словах, а на деле любят свою Родину и готовы пожертвовать всем ради её спасения от захватчиков. Именно такие дворяне являются, по мнению автора, надеждой и опорой государства Российского.

Урок 116 «Я СТАРАЛСЯ ПИСАТЬ ИСТОРИЮ НАРОДА» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ. С

30.03.2013 25380 0

Урок 116
«Я старался писать историю народа» (Л. Н. Толстой)
(История создания романа-эпопеи
«Война и мир». Особенности жанра и композиции.
Смысл названия)

Цели : познакомить учащихся с историей написания «Войны и мира»; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции; объяснить смысл названия.

Наглядные пособия : репродукция картины И. Е. Репина «Комната в Ясной Поляне, где Толстой писал «Войну и мир» (1891).

Ход урока

I. Рассказ учителя (краткое изложение).

История создания романа-эпопеи «Война и мир»

Колоссальное четырехтомное произведение «Война и мир» Лев Николаевич Толстой писал в течение 6 лет с 1863 по 1869 годы . Характеризуя свою работу, он указывал, что собирал и изучал исторические материалы «с рвением ученого». Толстой не только скрупулезно исследовал архивы, документы, исторические книги и труды, но и встречался с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, даже побывал на Бородинском поле.

Первоначально Толстой задумал написать повесть «Декабристы», герой которой Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из сибирской ссылки декабрист. Но скоро писатель пришел к новому замыслу, к эпохе 1825 года, эпохе «несчастий» своего героя. Петр Иванович Лабазов из повести «Декабрист» в результате… превратился в Петра Кирилловича Безухова, а потом и в Пьера.

Толстой задумал показать и молодость декабриста, а это 1812 год, «время торжества России» в войне с Наполеоном. Затем обратился к более ранней эпохе 1805–1807 гг., времени «неудач» и «срама» России.

Таким образом, по замыслу Толстого, герой, и уже не один («а многие… герои и героини»), должен пройти через исторические события 1805, 1807, 1812, 1856 годов. Полностью этот замысел осуществить не удалось.

На страницах «Войны и мира» Толстой сумел объединить громадный и разноликий материал. Поражает количество действующих лиц в произведении, их более 600.

Время действия в «Войне и мире» – 15 лет (с 1805 по 1820 гг.). События происходят то в Москве и Петербурге, то в дворянских поместьях, то за границей, в Австрии.

По признанию Льва Николаевича Толстого, в своем произведении он «любил мысль народную». В ранних рукописях есть такая запись: «Я старался писать «историю народа». «Мысль народная» положена великим писателем в основу характеристики героев произведения, исторических событий и исторических деятелей.

II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

1. О заглавии романа

Первоначальное – «Три поры», затем «1805 год», новый вариант – «Все хорошо, что хорошо кончается», последнее – «Война и мир».

Вопро с: В чем смысл заглавия? («Война» – это военные действия, сражения, «война» – это непонимание, вражда, разъединение людей.

«Мир» – это жизнь народа без войны, это и та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди» .)

2. О жанре

Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей .

Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества.

3. О композиции и сюжете

Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает своей сложностью.

Широко изображен социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи . Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны». Ю. В. Лебедев назвал это «божественной бессмыслицей» и посчитал важнейшим композиционным элементом книги .

В романе раскрываются два основных конфликта : борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество).

Один из приемов композиции – антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние параллели , или сопоставления.

Большое внимание писатель уделяет изображению переломов, перемен в общественной жизни.

В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе сюжетов – духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.

4. Система образов в романе-эпопее

В центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных).

3. Анализ эпизодо в:

џ «В салоне А. П. Шерер» (главы 1–5).

Вопрос ы:

1) Что представляют собой хозяйка салона и ее гости? (Обратите внимание на внешность, одежду, поведение, манеру общения гостей.)

2) В чем смысл жизни завсегдатаев светского салона?

3) Чем отличаются Пьер и Андрей от гостей?

џ «В доме графа Безухова» (главы 18–21).

Вопрос ы:

1) Расскажите о борьбе за завещание умирающего графа.

2) Как изменилось отношение к Пьеру, когда он разбогател?

Глава 9 Светские салоны

Недоумением напрасно ты смущен:

Гостиная - одно, другое есть салон.

Гостиную найдешь в порядочном трактире,

Гостиную найдешь и на твоей квартире,

Салоны ж созданы для избранных людей.

П. А. Вяземский

Начав «выезжать в свет», юный дворянин получал возможность посещать аристократические салоны. Чтобы чувствовать себя в салоне уверенно (а может быть, и блистать!) он должен был овладеть целым рядом навыков.

Характер салона определяли его постоянные посетители; это был определенный, но не точно очерченный круг людей. Каждый салон гордился своими знаменитостями и предоставлял им способную оценить их аудиторию. Кроме того, имели значение просто дружеские и семейные связи хозяев салона. В результате в салоне собирались как люди, связанные общими интересами, литературными и политическими взглядами, так и те, кто не разделял полностью царивших там умонастроений. «Быть принятым» в салоне г-жи N, означало получить определенный социальный статус, но при этом не шла речь о принадлежности к той или другой литературной или политической партии.

В первые десятилетия XIX в. в русской литературе господствуют «домашние» формы поэзии: альбомная лирика, альманахи, составлявшиеся в соответствии с личными вкусами и знакомствами составителя и не предназначенные, в отличие от журналов, завоевывать широкую читательскую аудиторию.

Характерная фигура эпохи - поэт-дилетант, не стремящийся к официальному признанию. «Домашняя» поэзия широко представлена и в творчестве выдающихся поэтов того времени, в том числе и Пушкина: стихи в альбомы, мадригалы, дружеские послания, эпиграммы, шуточные стихи, понятные лишь очень узкому кругу лиц, и прочее.

Согласно традиции, не только профессиональные литературные критики, но и женщины из «хорошего общества» считались арбитрами литературного вкуса и ценительницами «изящного» искусства.

Не удивительно, что занятия и интересы посетителей салонов были так или иначе связаны с литературой. Но какую бы важную роль ни играли в нем поэты и писатели, какое бы внимание ни уделялось литературным проблемам, истинный салон не имел профессиональных или просветительских целей.

Салоны являлись основной формой так называемой светской жизни. Выражение «выезжать в свет» означало посещение балов, гуляний и, конечно, салонов.

Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и т. д. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. В разные дни в салоне могло собираться от восьми-десяти человек до нескольких десятков. (Обычай назначать определенный день недели, в который хозяева ждали гостей, в том числе и не приглашенных заранее, существовал и в дворянских семьях.) Имея возможность всякий день посещать салоны, каждый выбирал для постоянных визитов те из них, где собиралось наиболее интересное и приятное ему общество.

В салонах никогда не танцевали (для этого существовали балы) и, как правило, ограничивались очень скромным угощением (кулинарному искусству отдавали должное на званых обедах и ужинах). Чем же занимались в салонах? Слушали музыку, пение, стихи - когда среди гостей присутствовали поэты, певцы или музыканты. Но главное - гости беседовали.

Светская беседа была основным и излюбленным занятием завсегдатаев салонов.

Мемуарная литература сохранила самые противоречивые отзывы о таких беседах. Они превозносятся как самое увлекательное интеллектуальное развлечение, одно из высших достижений цивилизованного общества; и они же высмеиваются как самое пустое занятие, искусство говорить ни о чем. Разумеется, светская беседа, как и любая другая беседа, в большой степени зависела от конкретных собеседников - от их ума, образованности, остроумия и обаяния. Ее характер во многом определялся темой (политическую дискуссию трудно сравнивать с обсуждением новых модных шляпок). Своеобразие светской беседы, очаровывавшее одних и раздражавшее других, состояло в самой манере разговора и - шире - в манере общения. Иначе говоря, чтобы вести светскую беседу, нужно было быть светским человеком…

Как уже говорилось, «светскость» - это, собственно, искусство быть приятным для окружающих.

Истинно светский человек был любезным, снисходительным и непринужденным; он избегал и назидательности, и запальчивости; не утомлял собеседников обстоятельными рассказами и умел найти интересную для них тему.

Эта манера поведения в целом определяла стиль салонного общения. Однако следует отметить и некоторые особые требования к светской беседе.

В салонах могли говорить о чем угодно: о политике, об искусстве, обсуждать светские новости и литературные новинки, даже сплетничать о знаменитостях и общих знакомых (как тогда выражались, «злословить»). При этом разговор должен был интересовать, по возможности, всех присутствующих и не задевать никого из них. Считалось неприличным говорить о своих неприятностях и болезнях, задавать вопросы личного характера. Не принято было стремиться выделиться, казаться оригинальным. (Так вели себя только заправские денди, желавшие не просто нравиться, но поражать, восхищать и возбуждать зависть.) Желательно было уметь развлечь и позабавить гостей, поэтому в свете так ценились острота ума и острота языка (салонным остроумием славились, например, отец и дядя Пушкина - Сергей Львович и Василий Львович). Остроумие, конечно, индивидуальный дар, но в светском общении он оттачивался и культивировался.

Остроты, каламбуры, меткие слова, которыми блистали завсегдатаи салонов, придавали светской беседе пикантность и занимательность.

Прекрасно зная все принятые в обществе правила и условности, светский человек не следовал им с неукоснительностью педанта. Способность легко менять манеру поведения в зависимости от компании и от ситуации рождала своеобразный сплав серьезности и легкомыслия, который создавал особенный шарм светского человека. Характерно, что в салонах гости могли и обсуждать самые серьезные проблемы, и забавляться geux de societe (светскими играми): играть в шарады, буриме, акростихи . (Прелесть jeux de societe невозможно оценить вне особой атмосферы, царившей в дворянских домах и светских салонах). Этот стиль поведения проявлялся и в языке светской беседы, в самой ее интонации. Легко переходя от одной темы к другой, собеседники любили иронизировать над тем, к чему относились вполне серьезно; это был не цинизм, а лишь игра ума, от которой они получали особенное удовольствие.

Характер светской беседы точно описан в восьмой главе «Евгения Онегина»:

……Входят гости.

Вот крупной солью светской злости

Стал оживляться разговор;

Перед хозяйкой легкий вздор

Сверкал без глупого жеманства,

И прерывал его меж тем

Разумный толк без пошлых тем,

Без вечных истин, без педантства,

И не пугал ничьих ушей

Свободной живостью своей.

Нельзя не отметить, что установка на удовольствие прежде всего чревата соскальзыванием отношений в поверхностность и фальшивость. Но и принципиальный отказ от нее грозит превратить человеческое общение в нудное и, в конечном счете, малопродуктивное занятие. Ведь если общение само по себе является высшим удовольствием, то тяга к нему может пересиливать взаимное недоверие и неприязнь людей, исповедующих разные политические взгляды и эстетические доктрины. Так, по свидетельствам очевидцев, в салоне кн. В. Ф. Одоевского собирались люди столь разные по своему общественному положению, роду занятий, возрасту, интересам и взглядам, что удивительно было видеть их всех вместе, любезно и оживленно беседующими. Неизменная ироничность и приветливая снисходительность светских людей не позволяла разгораться враждебным чувствам и предотвращала возможные конфликты.

Таким образом, светские салоны настойчиво и незаметно утверждали как норму человеческих отношений ту толерантность, без которой невозможно существование цивилизованного общества.

Выходит, что такое, кажется, эгоистичное и бесполезное стремление, как стремление получать удовольствие, может оборачиваться немалой общественной пользой.

Однако для того, чтобы салон был настоящим салоном, недостаточно было пригласить даже самых интересных и прекрасно воспитанных людей. Им нужно было создать условия для непринужденного и оживленного общения. Настоящий салон был подобен английскому саду: в нем царил тот своеобразный беспорядок, который создается лишь рукой мастера. Существовали некоторые общеизвестные правила, например: не расставлять мебель строго симметрично; дать гостям возможность прогуливаться по комнате, выбирая для себя собеседников; держать в гостиной изящные безделушки, которые гости могли бы вертеть в руках и разглядывать по ходу беседы, и т. п. Однако все эти нехитрые приемы сами по себе не могли, конечно, обеспечить салону успех; решающая роль принадлежала здесь хозяйке салона.

Первые салоны, появившиеся во Франции в конце XVI - нач. XVII вв., представляли собой избранный круг людей, собирающийся вокруг «царицы салона», - женщины, замечательной своей красотой, умом, образованностью. В России первой половины XIX в. были свои знаменитые хозяйки салонов: З. Н. Волконская, А. О. Смирнова-Россет, Е. М. Хитрово, Д. Ф. Фикельмон, А. П. Елагина. Эти светские женщины по праву оставили в истории свои имена. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А. Н. Оленин, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Вильегорский, В. А. Соллогуб.

Судя по воспоминаниям современников, одной из самых искусных хозяек салона была дочь Н. М. Карамзина, Софья Николаевна.

«Перед началом вечера Софи, как опытный генерал на поле сражения и как ученый стратег, располагала большие красные кресла, а между ними легкие соломенные стулья, создавая уютные группы для собеседников; она умела устроить так, что каждый из гостей совершенно естественно и как бы случайно оказывался в той группе или рядом с тем соседом или соседкой, которые лучше всего к ним подходили. У ней в этом отношении был совершенно организаторский гений. Я как сейчас вижу, как она, подобно усердной пчелке, порхает от одной группы гостей к другой, соединяя одних, разъединяя других, подхватывая остроумное слово, анекдот, отмечая хорошенький туалет, организуя партию в карты для стариков, geux d’esprit для молодежи, вступая в разговор с какой-нибудь одинокой мамашей, поощряя застенчивую и скромную дебютантку, одним словом, доводя умение обходиться в обществе до степени искусства и почти добродетели», - вспоминала А. Ф. Тютчева.

Хотя в идеале салонное времяпрепровождение, как и светская жизнь в целом, не имели никакой другой цели, кроме стремления получить удовольствие, это не означало, конечно, что светские люди не имели и вполне прагматичных интересов. Именно в салонах плелись интриги, завязывались знакомства, обеспечивающие выгодные браки или удачные карьеры (об этом много написано, в частности, в романах Бальзака). Для России, однако, все это было менее характерно, нежели для Франции. Причина, разумеется, не в моральном превосходстве русского общества, а в иной социально-исторической ситуации. Во Франции уже в 1830-е гг. светское общество открыто для молодой буржуазной элиты; смешиваясь с ней, старая аристократия вовлекается в бурное становление нового общества. Светские салоны, жертвуя аристократическим равнодушием к практической стороне жизни, адаптировались к изменившимся условиям и тем самым обретали социальную устойчивость.

Буржуазия, в свою очередь, не отказываясь от откровенно утилитарных жизненных целей, вынуждена была считаться с культурными ценностями старой элиты.

В российских салонах также постепенно объединялись люди разных сословий. У В. Ф. Одоевского, Е. А. Карамзиной, А. П. Елагиной, В. А. Соллогуба радушно принимали разночинных литераторов и чиновников, музыкантов и профессоров. Но при всей важности этих культурных контактов они носили характер по преимуществу личных человеческих связей и, как показало будущее, не имели исторической перспективы. Уже во второй половине XIX в. светский салон в России утрачивает положение центра культурной жизни, оттесняясь в сферу приватного, семейного быта. Вина и ответственность за такое развитие событий традиционно возлагалась на сами салоны; не только идеологически враждебные критики, но и столь сочувствующий мемуарист, как К. Д. Кавелин, писал:

«Образованные кружки представляли у нас тогда, посреди русского народа, оазисы, в которых сосредоточивались лучшие умственные и культурные силы, искусственные центры, со своей особой атмосферой, в которой вырабатывались изящные, глубоко просвещенные и нравственные личности. <…> Но эти во всех отношениях замечательные люди вращались только между собою и оставались без всякого непосредственного действия и влияния на все то, что находилось вне их тесного немногочисленного кружка. <…> Эти изящные, развитые, просвещенные, гуманные люди жили полной жизнью в своих кружках, не внося своим существованием ничего в наш тогдашний печальный, полудикий быт».

Далее Кавелин горько упрекает этих людей за то, что они не пытались облагородить купечество и не обучали грамоте мужиков… Вряд ли, однако, подобная деятельность могла бы существенно повлиять на ход российской истории.

Россия и Франция существовали в разных, если можно так выразиться, часовых поясах исторического времени. Французское третье сословие являлось победившим сословием; у него уже были и власть, и деньги. Ему не хватало только культуры, шарма, шика - всего того, чем блистали и дразнили обитатели Сен-Жерменского предместья, и оно жадно стремилось все это перенять. Настойчивое, часто неуклюжее и смешное стремление буржуазии подражать большому свету объяснялось ее неутоленным тщеславием и снобизмом, но в результате она весьма успешно осваивала навыки светского общения и утонченные манеры аристократов.

Российские разночинцы чувствовали себя социальными изгоями, они мечтали не завоевать высокое положение в обществе, а изменить самые основы этого общества.

Соответственно, в моде было не подражание большому свету, а крайне негативное, порой агрессивное отношение к нему. Так снобизм французских буржуа оказался в культурном отношении куда более плодотворным, чем идеализм и бескомпромиссность российских демократов.

Салонную культуру нередко называли «оранжерейной»; наверное, это справедливо, но несправедливо вкладывать в это слово пренебрежительный смысл. В этих оранжереях выросли выдающиеся поэты, музыканты и меценаты, в салонных беседах формировались эстетические принципы, во многом определившие развитие русской литературы и искусства. Но самые главные, быть может, ценности этой культуры, были, к несчастью, хрупки и эфемерны. В салонах вырабатывалась утонченная культура человеческого общения, оказавшаяся невостребованной следующими поколениями. Лишь художественная литература и мемуары современников доносят до нас неповторимую атмосферу русского аристократического салона, атмосферу, в которой присутствует горький аромат обреченности.

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Книга самурая автора Дайдодзи Юдзан

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

Глава III СлужбаКогда самурай находится на службе, может случиться так, что его господин вынужден понести большие расходы и оказывается стесненным в средствах, и потому в течение нескольких лет он вынужден удерживать часть жалования своих вассалов. В этом случае самураю,

Из книги Драма и действие. Лекции по теории драмы автора Костелянец Борис Осипович

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Глава IV «Критика способности суждения» Канта. Моральный индивид Канта и действующий индивид Гегеля. Свобода - движущая сила человеческих действий. Самовоплощение человека у Шиллера. Сострадание и наслаждение зрителя.В своих «Лекциях по эстетике» Гегель несколько раз

Из книги Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1903-1930 гг. автора Креспель Жан-Поль

Глава V «Лекции по эстетике» Гегеля. Пафос и патетическое. Пафос как двигатель поступка, как поэтическая идея. Пафос субъективный и субстанциональный.Триединство: характер - воля - цель. Основные компоненты действия: борьба - катастрофа - примирение. Диалектика свободы

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Глава VI «Лекции по эстетике» Гегеля. Герой античной трагедии как воплощение субстанционального принципа, конфликт как столкновение двух правд («Антигона» Софокла). Развитие образов в «Антигоне», «Филоктете» Софокла, «Хоэфорах» Эсхила. Динамика целей и средств в

Из книги Семь столпов мудрости автора Лоуренс Томас Эдвард

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Светские праздники. Майский праздник Если День святого Иоанна Крестителя - это самое важное религиозное торжество, то майский праздник (Calendimaggio, 1 мая) является его светским аналогом. Это языческое действо берет начало, по мнению Давидсона (Davidsohn. VII, 560), на севере, не будучи

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Салоны Alan Matarasso1009 Park AvenueTel.: 212-249-7500AMI African Hair Braiding347 Utica AvenueBrooklynTel.: 718-604-2269Best Chinese Qi Gong Tui Na222 Lafayette StreetTel.: 212-941-6038Bliss Soho568 BroadwayTel.: 212-219-8970Bloomie Nails170 West32rd StreetTel.: 212-675-6016Body Central99 University PlaceTel.: 212-677-56-33Brad Johns Avon Salon & SPA725 5th AvenueTel.: 212-755-2866Christine Chin79 Rivington StreetTel.: 212-353-0503Chun Hong Tui Na171 Sullivan StreetTel.:

Из книги автора

Часть третья СВЕТСКИЕ КОММУНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ 12/ Известны четыре способа менять мир и реализовывать историю общества Реформистский - это когда ты пытаешься изменить законы в более справедливую сторону и рассчитываешь добиться их соблюдения в реальной

Первое, что прежде всего бросается в глаза, когда читаешь роман, - это полное уничтожение писателем какого либо авторитета светского общества. Перед нами семья князя Василия Курагина с его сыновьями: Ипполитом, Анатолем и дочерью Элен. Князь Василий Курагин - представитель правящей верхушки. Главная цель действий князя - личная выгода. Он говорил себе: "Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери..." Если человек мог быть полезным князю, он сближался с ним, говорил ему любезности, льстил.

По словам Л.Н. Толстого, князя Василия постоянно влекло к людям сильнее и богаче его. Так, целью его пребывания на вечере у Анны Павловны Шерер; было намерение устроить сына Ипполита первым секретарем в Вену. Когда не удалось похитить завещание графа Безухова, кьязь Василий, пользуясь непрактичностью Пьера и его неопытностью, женит его на своей дочери. Князь Василий пользуется уважением общества, что вполне характеризует его. Ипполит, старший сын князя, - глупец. Но это не мешает ему "делать дипломатическую карьеру." Ведь он богат и знатен! Младший сын князя Василия, Анатоль, - ограниченный, развращенный "молодец", чей эгоизм проявляется в попытке похитить Наташу Ростову. Достойна своего отца и дочь князя - Элен, глупая, хитрая и развращенная женщина. "Где вы, там разврат, зло", - говорит ей Пьер.

Мы видим, как нещадно бичует Л.Н. Толстой образ жизни великосветских дам, занимающихся исключительно туалетами, сплетнями и пересудами, вместе с автором смеемся над группками мужчин, каждая из которых состоит из "необходимых, глупцов", которые, обступив "непременных посланников с чрезвычайно умным видом слушают политические речи, конечно,непонятные им". Салон Анны Павловны Шерер Л.Н. Толстой сравнивает с прядильной мастерской, в которой "веретена с разных сторон равномерно и, не умолкая, шумели". С первой картины вечернего приема чувствуется, что жизнь завсегдатаев салона наполнена только внешним лоском, все живое гаснет в этой бездушной обстановке. Анна Павловна со страхом наблюдает за Пьером: не слишком ли громко он говорит, смеется. И когда Пьеру удается завязать разговор с аббатом, Анна Павловна страшно беспокоится.

Под внешним блеском высшего света скрывается или пустое фразерство, или наигранная заинтересованность, или интриги, расчеты, фальшь и лицемерие всегда царят в салоне Шерер. Мелкие интриги, являющиеся неотъемлемой частью жизни светского общества, лишь дополняют целую галерею его недостатков и свидетельствуют о небывало низком уровне нравственности этих людей. Им не свойственна даже любовь к Родине. С их стороны мы наблюдаем лишь выставляемый ими напоказ псевдопатриотизм. Мы видим этих людей в такое тяжелое время, как период войны с Наполеоном. И эти люди с потрясающим лицемерием занимались тем, что "щипали корпию для блага отечества". Вот и вся их "любовь" к отечеству. Лицемерные афишки, призывающие "встать на защиту отечества", еще раз доказывают, насколько презрительно относятся к своему народу, к своей героической Родине существующие, но не живущие светские салоны. Но таковы люди, сами непричастные к ведению войны.

Однако не менее омерзительную картину представляют собой люди, принадлежащие к высшему свету и использующие войну.как средство наживы! Вспомним Берга, который, не замечая ужасов войны, ищет "шифоньерку из красного дерева". Берг не взволнован трагедией сражения под Аустерлицем - он извлек для себя пользу: получил награду. Он сумел "отличиться" и в финляндской войне, подняв осколок гранаты, которым был убит адъютант. А ведь это из гостиных света приезжала в действующую армию "золотая молодежь" .за чинами и орденами, пополняя ряды "трутней". Они-то не одиноки. Таких "бергов" и "жерковых" было очень много среди штабных офицеров, они наводняли армию и ослабляли ее.

А разве лучше их те представители военной знати, кто избрал военное поприще ради удовлетворения своих карьерских желаний? Они едут на войну как "на ловлю счастья и чинов". Их не интересует судьба Родины и исход войны. Такие, как Друбецкой, Жирков, Берг, Несвицкий и многие другие "герои", глухи к призыву России. Им не свойственны даже кратковременные душевные порывы. Как же нечиста их совесть перед Родиной! Их жизнь на фронте лишена никчемности светской жизни, они не являются героями светских интриг, они никого не вызывают на дуэль и никого не убивают, но их животное существование, формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм мы расцениваем как несравненно более тяжкое преступление.

Но вернемся в блестящий Петербург. Его, конечно, не сравнить с Бородиным: вихри светских сплетен и интриг в полном разгаре, но никто не вспоминает о тех, кто идет на смерть ради сохранения никчемной жизни света, ради сохранения придворной мишуры. Некоторые "передовые" члены светского общества, пытаясь разнообразить жизнь придворной знати, вводят никому не нужные новшества: появляются "тайные масонские организации".

Реализм Л.Н. Толстого сатирически высмеивает "важных религиозных масонов", клеймит позором такое времяпровождение. Что же можно сказать об организациях, если руководителем ложи масонов был сам царь Александр II? Образом Пьера Безухова, который, вначале увлекшись идеями масонов, но потом осознав их несостоятельность покидает организацию.

Л.Н. Толстой призывает людей к ведению другого образа жизни, к стремлению быть полезными обществу, а не уходить от реальной жизни в туманность пустых грез. Этим призывом автор ставит актуальнейшую проблему современного ему общества. Л.Н. Толстой, как писатель-реалист, срывая "все и всяческие маски" с "существователей", призывает передовых людей порвать с придворными пережитками, идти в ногу с веком, иметь ясную цель перед собой. Так Пьер Безухов, умственные искания которого претерпели большие и трудные изменения, становится борцом за лучшую жизнь. В конце романа он уже является, как мы предполагаем, членом одного из тайных обществ. Он твердо уверен, что передовые люди его времени должны быть вместе с ними. И это действительно так.

По содержанию романа - чувствуется, что если князь Андрей Волконский был бы жив, то его место, место настоящего борца-патриота, отдавшего свою прекрасную жизнь за освобождение родной земли, было бы на Сенатской площади, вместе с декабристами. Действие романа, поиски смысла жизни лучшими представителями дворянства раскрывают новую тему в творчестве Л..Н. Толстого - тему декабризма, тему, поставленную реальной жизнью.

Огромная заслуга Л.Н. Толстого заключается в том, что он, как никто другой, сумел показать рост передового человека своей эпохи, его мысли, чувства, переживания. Л.Н. Толстой и его гениальные произведения будут вечно жить в сердцах людей.

© 2024 angelsskin.ru
Чистая кожа - Медицинский портал