Присутствие автора в мертвых душах с цитатами.

Своеобразие авторской позиции и образа автора в «Мёртвых душах» определил тот факт, что поэма Гоголя – первое достаточно крупное произведение, в котором автор биографически никак не связан со своими героями. Вследствие этого Гоголь, а точнее автор, совершенно по-новому строят свои отношения как с читателями, так и с героями.

Отношения автора с читателями основаны на тонкой игре – смене различных масок. Прежде всего автор в поэме - «это историк предлагаемых событий». Поэтому он не свободен – связан условиями повествования. Хотя время, в продолжение которого Чичиков и Манилов проходят «сени, переднюю и столовую, несколько коротковато», но автор должен успеть уложиться в этот отрезок времени и рассказать всё, что знает о Манилове. Как историк писатель должен быть предельно точным и фиксировать все происходящие события. Даже если слово, сорвавшееся с уст героя, не вполне употреблено в печать, он обязан его записать. Автор следует за своим героем, куда бы тому ни вздумалось пойти. И как историк он внимателен, наблюдателен, не пропустит ни единой детали (ибо всё имеет своё значение и ценность) и даст подробнейшее описание любого обеда.

Но автор – это ещё и реальный автор поэмы, создатель, творец. Герои и всё действие поэмы - результат, плод его вымысла. Надевая эту маску, авто позволяет себе достаточно вольно обращаться как с героями, так и с повествованием. Если разговор, происходящий между Чичиковым и Ноздрёвым, кажется ему незначительным, он его опустит и сконцентрирует своё внимание на характере Ноздрёва. Автор как бы жонглирует и временами года, перекраивая погоду на свой вкус. Выезжая к Манилову, Чичиков надевает шинель на больших медведях, однако в Маниловке цветут акации, а перепуганная грозой Коробочка сообщает утомлённому дорогой Чичикову: «Сумятица и вьюга такая…» Автора-творца беспокоит судьба его героев, начиная с вопроса «Как героя назову?» и заканчивая тем, как воспримет его читатель. Гоголь посвящает целую страницу решению проблемы, какие имена дать двум дамам из города N, в итоге отказываясь от какого-либо конкретного имени и останавливаясь на абстрактных – «дама приятная во всех отношениях» и «просто приятная дама». Причём, тут же даётся подробная мотивировка решения автора, и абстракция оборачивается конкретной. Читатель незаметно узнаёт, что одну из дам зовут Анной Григорьевной, а другую – Софьей Ивановной.

Гоголя беспокоит судьба его героев за пределами поэмы. Он озабочен, какое место займут его герои в реальной жизни общества, и спешит, как заботливый отец, устроить их судьбу – вывести в большой свет. Автора волнует вопрос, заинтересует ли Чичиков читателей, которые чином повыше его? Манилов, благодаря неудержимой силе своей фантазии, вдруг оказывается в Петербурге. Коробочка находит «свою сестру» в аристократическом доме, а Ноздрёв «везде между нами». Собакевичу тоже находится место среди чиновников в Петербурге. Таким образом, гоголевские герои, преодолевая ограниченное художественное пространство поэмы, начинают жить в реальности.



Отношение автора к своим героям колеблется от иронического (чаще всего по отношению к Чичикову) до возмущённого (Плюшкин). Он как будто осознаёт связь своей судьбы с судьбами героев, которая не зависит от его воли: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

Так как автор повсюду следует за своими героями, появляется новая маска, новое обличье – автор – это странник, запоздалый путник. Но автор – это ещё и гражданин, чья судьба неразрывно связана с судьбой его родины. В связи с этим надо отметить, каким образом Гоголь представлял себе роль Писателя, Художника в общественной жизни. Гоголь был убеждён, что писательское дело связано с активной, движущей силой Слова, с его воздействием на сознание людей. Писатель приравнивался к Пророку, а писательский труд считался невероятно ответственным. Читая поэму, люди должны увидеть истину, а увидев истину – захотеть стать лучше. Прогресс, по мнению Гоголя, связан прежде всего с нравственным совершенствованием человека. Он первый, кто в результате прочтения поэмы должен прозреть, осознать своё предназначение и неизменно следовать ему. Именно поэтому в конце поэмы звучат риторические вопросы: «Русь, чего же ты хочешь от меня? Какая таинственная связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?,»



Между автором и героями существует довольно чёткое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но это вовсе не означает, что автор пассивен и равнодушен к происходящим событиям. Его мысли и переживания, воспоминания, связанные с ними, нашли своё отражение в лирических отступлениях. Лирические отступления – это авторское пространство в поэме, где он свободно излагает свои мысли, размышления о самых сложных вопросах. Тематика лирических отступлений отличается большим разнообразием.

Образ автора в поэме. Особенностью поэмы Гоголя является то, что наряду с помещиками, чиновниками, Чичиковым в ней действует еще один образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Рассказчик, от лица которого ведется повествование, вовсе не тождествен Гоголю. С помощью Автора Гоголь показывает нам процесс творчества и при этом прячется за рассказчика.

В чем было новаторство Гоголя? Ведь образ повествователя встречается и у других русских писателей первой половины XIX века. Автор у Гоголя не просто выполняет роль повествователя, он создает на наших глазах рассказ, финал которого еще неясен и непредсказуем. Мы видим, как происходит обдумывание замысла, как изменяется отношение к героям.

Автор предоставляет героям относительную самостоятельность. Чичиков, по полуироническому, полусерьезному признанию Гоголя, «полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться». «Странный сюжет» (то есть идея, родившаяся у Чичикова) позволяет Автору проникать вместе с ним в новые места, увидеть новые стороны реальности и рассказать обо всем увиденном и услышанном. При этом он не просто рассказывает, он стремится осмыслить увиденное.

Автор то сближается с остальными персонажами, то отдаляется от них на определенную дистанцию. Словно бы забывая о существовании героев, он предается личным воспоминаниям и лирическим размышлениям. Это сообщает поэме свободу и непредсказуемость.

Если в предшествующей русской литературе обстоятельства, меняющие сюжет, выстраивались автором, то в «Мертвых душах» от Автора ничего не зависит. События, влияющие на передвижения Чичикова, лукаво именуются то «судьбой», то «странным душевным движением». Иногда кажется, что Автор предпочитает наблюдать за происходящим с безопасного расстояния (как в случае с едва не разгоревшейся дракой между Ноздревым и Чичиковым). Гоголь всячески подчеркивает, что Автор не властен над героем, но сам герой должен считаться с логикой событий.

Подобно другим персонажам, Автор у Гоголя получает биографию. Его лирические монологи полны конкретных подробностей. Гоголь дает нам историю внутренней жизни. Внутренний мир Автора раскрывается и в тех иронических и серьезных замечаниях, которые он делает о характерах, ситуациях и общественных нравах. Вот Чичиков осматривается в доме Плюшкина: «Искоса бросив еще один взгляд на все, что было в комнате, он почувствовал, что слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»…

Автор видит и понимает пошлость и мертвечину современного мира. При этом он не возлагает надежд ни на помещиков, ни на чиновников, ни на крестьянский бунт. Он мучительно ищет положительного героя, а поскольку не находит его, открыто берет на себя миссию человека, призванного задавать обществу «проклятые вопросы» и вместе с другими мыслящими и чувствующими жить и страдать от российской действительности: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

«Мертвые души» - итог многолетних наблюдений и раздумий автора над человеческими судьбами, судьбами России. Главный герой романа, авантюрист Чичиков, ездит по России, скупая души умерших крестьян. Этот сюжет помогает Гоголю охватить бескрайние просторы России. Перед читателем предстает галерея образов помещиков, чиновников, простого русского народа.

Большое внимание автор уделяет изображению поместного дворянства, подчеркивая его деградацию, поэтому главы о помещиках расположены Гоголем в строго продуманном порядке: от меньшего зла к большему. Автор представляет всех помещиков, изображенных в поэме, как силу крайне косную, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.

Безусловно, одним из главных составляющих России тех лет являлись чиновники. Их описанию Гоголь также уделяет достаточно большое место. Писатель не дает широко развернутых образов, уделяя основное внимание характеристике этой среды в целом. Чиновники сознательно обезличены. Автору важно подчеркнуть главное - антинародность и антигосударственность их деятельности, которую Гоголь доводит до степени гротеска и фантасмагории.

Живую, одухотворенную силу русской нации писатель увидел в русском народе. В изображении России народной Гоголь проявил себя как писатель-реалист. Он не идеализирует крестьянство. На протяжении всего произведения появляются гротескно-комические образы мужиков, спорящих о «колесе» и «Заманиловке», образы Селифана, Петрушки, дяди Митяя и дяди Миняя, Карпа, Поликарпа и других. Но в своих лирических отступлениях, в многочисленных эпизодах поэмы Гоголь проводит мысль об умственном и нравственном превосходстве русского народа над теми, кто распоряжается единовластно его судьбой.

Тема богатырства русской души вводится незаметно уже в первой главе и затем доходит до подлинного пафоса в заключительной: «Здесь ли не родиться богатырю…». Талантливость и трудолюбие русского народа изображены в образах «ярославского расторопного мужика», который одним долотом и топором смастерил экипаж, плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Максима Телятникова, каретника Михеева.

Жанр «Мертвых душ» не поддается однозначному определению. В нем есть черты романа, повести, поэмы. Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения. Можно даже выделить черты именно реалистического романа: в этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.

Но в «Мертвых душах» невероятно сильно авторское начало. Сюжет произведения тесно переплетается с переживаниями и размышлениями автора. Поэтому «Мертвые души» изобилуют лирическими отступлениями. Гоголь сознательно включает в произведение свое «я». Это, безусловно, яркий признак лирического произведения.

В «Мертвых душах» также есть признаки эпопеи. Гоголю удалось показать свою эпоху во всей ее полноте. Он передал характер всего народа: от простолюдина до высшего общества.

Произведение Гоголя очень интересно, сложно, богато, гениально. Его трудно со всей полнотой отнести к какому-нибудь из жанров. Но в «Мертвых душах» основную роль играет то, что автор раскрыл здесь свою душу, обнажил свои мысли и переживания. Поэтому это уникальное произведение скорее можно отнести к лирическому жанру поэмы.

Поэма «Мертвые души» - центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему. Он писал: «В книге этой многое описано неверно, не так как есть, и как действительно происходит в русской земле, потому что я не мог узнать всего… Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так, что на всякой странице есть, что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня». Далее автор давал конкретные рекомендации о том, как надо правильно ему помогать: после прочтения нескольких страниц произведения следует припомнить и записать свои жизненные воспоминания и как только лист бумаги заполнится записями, отослать его автору. Это предисловие свидетельствовало в том, насколько важным было для автора знать о читательском восприятии поэмы.

С функцией образа автора связано и жанровое определение «поэма», придуманное самим Н.В. Гоголем для своего произведения. Поэма, как известно, жанр лирический. А для этого рода литературы важен не столько сам сюжет, сколько авторские переживания, настроения. По мере развития основной сюжетной линии в произведении имеются многочисленные лирические отступления, в которых автор напрямую общается с читателем, рассказывая ему о том, что волнует и тревожит его в данный момент. Таким образом, читатель подключался к самому творческому процессу, превращался одновременно в критика произведения, а факт появления поэмы из чисто литературного явления становится явлением общественным.

Мировоззрение Гоголя было тесно связано со взглядами философов-просветителей, основная идея которых состояла в том, что человек по своей природе - существо гармоничное. В его пороках же виноваты несправедливые общественные законы, вынуждающие личность приспосабливаться к жизни и осознанно нарушать присущие ей нормы морали.

Лирические отступления автора наполнены патриотическим пафосом. Изображая порочных, опустившихся людей, Гоголь одновременно лелеет мечту о прекрасном человеке. Видя разруху и неустроенность на родной земле, писатель продолжает верить в ее светлое будущее: «Русь! Русь!.. Здесь ли, не в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю?..».

Автору было важно воплотить в поэме и воспоминания о своей жизни. Так, например, в шестую главу он включает мысли о своей юности, о том, как весело ему было подъезжать к незнакомому месту, сколько любопытного для себя открывал детский пытливый взгляд. С годами же взгляд этот стал охлажденным, а свежесть восприятия жизни утратилась.

В одиннадцатой главе автор полемизирует с теми, кто не хочет говорить о бедности и разрухе, о презренном и глупом в жизни. Гоголь считает, что отказ слышать о родной стране горькую правду порождает ложный патриотизм, ибо замалчивание проблемы никогда не приведет к ее разрешению.

Автор поэмы «Мертвые души» - творец, избранный для того, чтобы задуматься о самом существенном в жизни - о дальнейшей судьбе России. Гоголь ощущал, что только он сможет осуществить эту грандиозную миссию, и приложил все усилия, чтобы воплотить задуманное в жизнь.

В.Г. Белинский писал в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Что такое почти каждая из его повестей? Смешная комедия, которая начинается глупостями, продолжается глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнию. И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно! И такова жизнь наша… Сколько тут поэзии, сколько философии, сколько истины!..».


План I. Образ автора в литературных произведениях. II. Особенность образа автора в поэме «Мертвые души». III. Авторское отношение к содержанию поэмы. В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» наряду с основными действующими персонажами: главным ее героем Чичиковым, помещиками и чиновниками, принимает участие еще один немаловажный персонаж – автор. При этом мы не можем сказать, что автор – это образ, полностью тождественный самому Гоголю. Скорее, он является его своеобразной проекцией, в большей степени художественным образом, рассказчиком, за которым старается скрыться писатель. Художественный образ повествователя – это распространенный в литературе XIX века прием, к которому обращались многие русские писатели. Но образ автора, созданный Гоголем, имеет определенные особенности, благодаря которым резко отличается от персонажей-повествователей, встречающихся в произведениях других писателей. Главная особенность образа автора в поэме «Мертвые души» заключается в том, что рассказчик не является просто повествователем – он, скорее, становится создателем рассказа, постепенно обдумывая перипетии сюжета; при этом финал создаваемого им рассказа изначально остается открытым, неизвестным и даже немного непредсказуемым, так как исход путешествия Чичикова для самого автора местами неясен. Суть отношения автора к персонажам, задействованным в произведении, заключается в предоставлении им максимальной, если не сказать полной, свободы и самостоятельности. Он словно перекладывает ответственность за принятие судьбоносных для дальнейшего развития сюжета решений на Чичикова – а сам, по емкому выражению Гоголя, «туда и должен тащиться», куда вздумается центральному персонажу. Рассказывая же о похождениях Чичикова, автор и тут не желает оставаться на положении обычного повествователя – он дает читателям собственную оценку происходящего, пытается понять и смысл, и возможные последствия тех событий, которые описывает. Иногда он отступает от основной линии сюжета и предается собственным размышлениям, философствованиям, воспоминаниям. В моменты таких лирических отступлений автор немного удаляется, отходит в сторону от всех остальных персонажей, проявляет свою обособленность. Он словно наблюдает за всем со стороны, не вмешиваясь в естественное течение событий и пытаясь анализировать их с «безопасного расстояния». Этот прием самым лучшим образом влияет на стиль изложения поэмы, придавая произведению дополнительную легкость и свободу. При этом автор является вполне осязаемым персонажем – со своей биографией, системой ценностей, с собственным взглядом на жизнь и умением анализировать происходящие вокруг события. Свое отношение к тем или иным сюжетным поворотам автор выражает в форме емких ироничных замечаний или просто кратких образных характеристик. Он видит мир таким, каким он, по сути, и является – несовершенным, но не безнадежным. Вводя в повествование образ автора, Гоголь предоставляет себе уникальную возможность давать объективную оценку тем событиям, о которых идет речь в поэме: об общественном устройстве государства, о нравах «хозяев жизни» – чиновников и помещиков, об их привычках и взаимоотношениях.

© 2024 angelsskin.ru
Чистая кожа - Медицинский портал