Схема основные разделы и направления возрастной психологии. Возрастная психология

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии

а) определение возрастной психологии;

б) предмет изучения;

в) психическое развитие

г) возраст;

д) механизмы развития

а) структура возрастной психологии

б) связь с непсихологическими дисциплинами

в) связь с психологическими дисциплинами

а) наблюдение

б) эксперимент

в) тестирование

г) опрос

д) близнецовый метод

е) кросс-культурный метод

ж) сравнение нормы и патологии

з) реализация научного метода

1. Предмет возрастной психологии.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.

Рис. 1. Предмет возрастной психологии

Виды изменений:

    количественные качественные

    эволюционные; революционные

    прогресс; регресс

Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека. По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный) Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существовании сензитивных периодов. Факторы развития: биологический; социальный активность личности, субъектность.

Предпосылки психического развития – биологические особенности организма.

Источник психического развития – социальная среда.

Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоречий. Среди процессов развития выделяют два вида:

а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе;

б) функциональное развитие – происходит при усвоении знаний, навыков и умений, это развитие отдельных психических процессов и функций.

Возраст – качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями. Выделяют следующие типы возрастов:

    Хронологический возраст

    Биологический возраст

    Психологический возраст

    Социальный возраст

    Субъективный возраст

Выделяются нормы развития:

    среднестатистические

    социокультурные

    индивидуально-личностные

    комбинированные

Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков). Примеры изученных механизмов:

    интериоризация – как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский);

    рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков).

    подражание формам поведения другого

В психологии описаны следующие закономерности психического развития:

    Неравномерность;

    Гетерохронность;

    Неустойчивость развития;

    Сензитивность развития;

    Кумулятивность развития;

    Дивергентность-конвергентность хода развития.

Области развития:

1. Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека.

2. Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.

3. Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития.

2. Задачи возрастной психологии.

Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука. Одной из основных теоретических задач возрастной психологии является задача создания истинной теоретической модели развития. Важными прикладными задачами являются следующие задачи:

    построение систем диагностики психического развития;

    построение систем коррекции психического развития;

    решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития.

Научные задачи возрастной психологии можно определить следующим образом:

    Описание развития.

    Объяснение развития.

    Прогноз развития.

3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.

Возрастная психология как самостоятельная область знания имеет свою структуру.

Рис.2. Разделы возрастной психологии

Наиболее разработанным разделом возрастной психологии является детская психология. Каждый из структурных разделов имеет собственное важное значение для развития возрастной психологии как научной и практической дисциплины. Возрастная психология занимает определенное место в системе общенаучного знания. Она взаимосвязана с рядом других наук:

    с непсихологическими дисциплинами: философия, методология, техника и математика, общая теория систем; биология, генетика, физиология развития, этология культурная антропология и этнология, социология и социальные дисциплины;

    с психологическими дисциплинами: общая психология, педагогическая психология, психология личности, клиническая психология, социальная психология, психодиагностика.

4. Методы возрастной психологии.

Основные методы исследования, используемые в рамках возрастной психологии:

    Наблюдение. Осуществляется путем непосредственного восприятия изучаемого объекта и прямой регистрации его определенных свойств. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д. Виды наблюдения:

    внутреннее (самонаблюдение) / внешнее наблюдение

    несистематическое и систематическое наблюдение

    «сплошное» и выборочное наблюдение

    непосредственное либо опосредованное наблюдение

    включенное и невключенное наблюдение

    структурированное и неструктурированное наблюдение

Особенности применения наблюдения в рамках возрастной психологии. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста:

    от рождения до 2-3 мес. наблюдение желательно проводить ежедневно;

    от 2-3- мес. до 1 г. – еженедельно;

    в раннем детстве (от 1 г. до 3.л.) – ежемесячно;

    в дошкольном возрасте – 1 раз в полгода;

    в младшем школьном возрасте – 1 раз в год.

    Эксперимент. Предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент является одним из основных и самых надежных методов получения достоверной информации. Основные виды эксперимента:

    лабораторный

    естественный.

Основные формы проведения эксперимента:

    констатирующий

    формирующий.

Особенности применения эксперимента в рамках возрастной психологии. Включение ребенка в экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что не проявляется в поведении ребенка при наблюдении и что он не в состоянии вербализировать при опросе. Дополнительные методы исследования. В качестве дополнительных методов используются также:

    Тестирование – стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека, также используется в возрастной психологии наряду с другими методами. Особенности применения тестов в рамках возрастной психологии. При использовании различных тестов в работе с детьми необходимо учитывать интересы и потребности ребенка. Для психодиагностики детей обычно используются специально адаптированные для работы с детьми определенного возраста тесты, аналогичные взрослым.

    Опрос – метод сбора данных о психологических явлениях в процессе общения психолога с испытуемым. Основные виды опроса:

1. письменный (анкетирование)

2. устный (интервью)

Форма проведения опроса:

1. индивидуальная

2. групповая

Особенности применения опроса при работе с детьми. При использовании данного метода исследования могут возникать трудности, связанные с тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Так как система понятий, которой пользуются дети, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые. При проведении опроса детей рекомендуется прежде всего убедиться, что ребенок правильно все понимает и только после этого интерпретировать и обсуждать его ответы.

    Близнецовый метод – исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка.

    Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.

    Сравнение нормы и патологии – сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения.

При проведении любого исследования используют научный метод. Его реализация включает 4 этапа:

    Постановка проблемы исследования

    Формулировка гипотез относительно изучаемого явления

    Проверка гипотезы, включающая:

а) сбор данных;

б) статистическую обработку данных;

4. Формулировка выводов.

В возрастной психологии выделяют три основные стратегии проведения исследований с целью изучения изменений, происходящих с течением времени:

    Метод продольных срезов (лонгитюдный план)

    Метод поперечных срезов.

    Комбинированный метод.

5. Проблемы психологии возрастного развития.

В соответствии с предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить ее ключевые проблемные вопросы:

    Проблема биологической средовой обусловленности психического развития человека.

    Влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей.

    Соотношение задатков и способностей.

    Определение того, что больше влияет на развитие, эволюционные, революционные или ситуационные изменения.

    Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

Рис. 3. Основные проблемы возрастной психологии

Тест по теме «Предмет и задачи возрастной психологии»

    Каких видов изменений не выделяют в возрастной психологии?

А) количественные и качественные

Б) эволюционные и революционные

В) биологические и социальные

Г) прогресс и регресс

    Что из ниже перечисленного является предпосылками психического развития?

А) социальная среда

Б) биологические особенности организма

В) темп развития

Г) возникновение и разрешение противоречий

    Интериоризация является примером

А) механизмом психологического развития

Б) закономерностью психологического развития

В) областью психологического развития

Г) нормой развития

    Интервал, с которым должно проводиться наблюдение в раннем детстве

А) 1 раз в полгода

Б) ежедневно

В) еженедельно

Г) ежемесячно

    Какой из методов наблюдения не относится к сравнительным?

Б) близнецовый метод

В) кросс-культурный метод

Г) сравнение нормы и патологии

    Какой метод реализуют в 4 этапа?

А) эксперимент

Б) наблюдение

В) научный

Г) тестирование

    Какая проблема возрастной психологии в большей степени поможет найти ответ на вопрос относительно определённой деятельности ребёнка?

А) влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей.

Б) соотношение задатков и способностей.

В) слияние на развитие эволюционных, революционных или ситуационных изменений.

Г) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

    Какая отрасль психологии не связана с психологией юности?

А) социальная психология

Б) психофизиолгия

В) психодиагностика

Г) герентопсихология

    Реализация какого этапа научного метода проходит в 3 этапа?

А) постановка проблемы исследования

Б) формулировка гипотез относительно изучаемого явлния

В) проверка гипотезы

Г) формулировка выводов

    Какой по типу задачи является создание истинной теоретической модели развития?

А) прикладному

Б) теоретическому

В) научным г) нет верного ответа

Конспект лекций. Выполнил студент ПОМО 132 Куликов Александр

Тема 2. Основные категории возрастной психологии

1. Характеристика основных категорий возрастной психологии.

2. Взаимосвязь категорий друг с другом.

3. Принципы возрастной психологии.

а) принцип развития

б) принцип детерминизма

в) принцип системности

г) принцип обучения

д) принцип индивидуального подхода

е) принцип деятельности

1. Характеристика основных категорий возрастной психологии

1.1. Развитие как одна из основных категорий возрастной психологии.

Одна из основных категорий возрастной психологии – развитие. Существует 7 основных подходов к пониманию развития как изменения:

    1. развитие как рост

      развитие как созревание

      развитие как совершенствование

      развитие как универсальное изменение

      развитие как качественное, структурное изменение

      развитие как количественно-качественное изменение

      развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.

Биологический аспект развития. Генотип – совокупность генов определенного организма, унаследованная им от родителей. Фенотип – совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств индивида, сформировавшихся на базе генотипа. Говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функционирования. Созревание происходит с разной скоростью. Каждый орган или способность имеет свою точку оптимальной зрелости. Термин рост указывает, как правило, на увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости. Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости.

Социальный аспект развития Влияние среды может носить временный или постоянный характер. Средовые влияния могут задерживать или стимулировать процесс развития. Окружающая среда влияет на человеческое развитие через процессы научения и социализации. Научение – основной процесс, посредством которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении. Оно происходит в результате в результате приобретения единичного личного опыта или выполнения серии упражнений. Социализация – это процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы (семьи, класса и.д.). Социализация включает усвоение всех установок, обычаев, жизненных ценностей, ролей конкретной социальной группы. Этот процесс продолжается всю жизнь. Социализация понимается как двухсторонний процесс. Процесс социализации продолжается на всех стадиях жизни. В психологии существует несколько точек зрения на то, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой степени – научением, какова роль и соотношение внутренних и внешних факторов в становлении человека:

    Биологизаторский подход. – Все психические особенности человека являются врожденными. А психическое развитие – это постепенное кроичественное развертывание, созревание наследственных биологических структур.

    Социологизаторское направление. – Психические качества, свойственные человеку, возникают под влияием внешних условий (теория «tabula rasa»Дж. Локка). Основным фактором психического развития считается социальная среда.

Эти два направления исходят из механической концепции развития, которая рассматривает человека как пассивного объекта. Нет ни одного психического качества, зависящего только от одного из факторов. Развитие ребенка определяется единством внешних и внутренних условий.

Категория обучения в возрастной психологии. Обучение – целенаправленная последовательная передача общественно- исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза и др. сообщества. Обучение предполагает определенный уровень развития. Оно всегда ведет к следующему уровню развития, но не вызывает его.

2. Взаимосвязь категорий друг с другом. Связь обучения, воспитания и развития ребенка является одной из центральных проблем возрастной и педагогической психологии. Существуют разные точки зрения на решение данного вопроса:

    Обучение и есть развитие. (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.). Природа обучения понимается всеми по-разному.

    «Обучение идет в хвосте развития». То есть обучение является только внешним условием развития. (В. Штерн, Ж. Пиаже).

    «Обучение идет впереди развития». То есть воспитание и развитие играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский).

3. Принципы возрастной психологии. Принципом называется некоторое однозначное требование неукоснительного выполнения или соблюдения некоторого норматива.

    Принцип развития. Данный принцип является одним из основных принципов психологии.Согласно этому принципу все явления жизни должны рассматриваться в их динамике, движении.

    Принцип детерминизма. Согласно этому принципу все существующее в мире имеет свою причину и свое следствие, то есть между явлениями действительности существуют определенные связи.

    Принцип системности. Данный принцип требует исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому свойства.

    Принцип обучения. Согласно этому принципу всех можно обучить всему, то есть человека вне обучения рассматриваться не может.

    Принцип индивидуального подхода. Согласно данному принципу в каждом человеке необходимо видеть уникальную личность и в соответствии с этим строить процесс обучения и воспитания.

    Принцип деятельности. Согласно этому принципу человек есть не только субъект созерцания, отражения действительности, но и субъект деятельности, активно воздействующий на внешнюю среду.

Тест по теме «Основные категории возрастной психологии»

А) развитие

Б) обучение

В) воспитание

Г) созревание

    Совокупностью всех внутренних и внешних признаков и свойств индивида на базе генотипа называется

А) генотипом

Б) фенотипом

В) созреванием

Г) старением

    Социологизаторское направление составлено на основе теории

А) Э. Торндайка

Б) Ж. Пиаже

В) Дж. Локка

Г) Л.С. Выготским

А) Э. Торндайк

Б) Ж. Пиаже

В) З. Фрейд

Г) Л.С. Выготский

    Какое называется процесс, посредством которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении?

А) социализация

Б) научение

В) обучение

Г) воспитание

    Какое называется целенаправленное формирование устойчивых черт личности, которые определяют поведение и деятельности человека?

А) социализация

Б) научение

В) обучение

Г) воспитание

    Какая проблема возрастной психологии в большей степени поможет найти ответ на вопрос относительно определённой деятельности ребёнка?

А) влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей.

Б) соотношение задатков и способностей.

В) слияние на развитие эволюционных, революционных или ситуационных изменений.

Г) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

А) В. Штерн, Ж. Пиаже

Б) А. Маслоу, К. Роджерс

В) У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон

Г) С. Бижу, Д. Баер

    Какое понятие определяется как некоторое однозначное требование неукоснительного выполнения или соблюдения некоторого норматива?

А) механизм

Б) принцип

В) аспект

Г) метод

    Какой принцип возрастной психологии не лежит в основе новых ФГОСов?

А) принцип системности

Б) принцип деятельности

В) принцип обучения Г) нет верного ответа

Конспект лекций. Выполнил студент ПОМО 132 Куликов Александр

Тема 3 Возрастная периодизация психического развития

2. Периодизация психического развития

а) Л.С. Выготского,

б) А.Н. Леонтьева,

в) Д.Б. Эльконина

3. Периодизация всего жизненного пути Э. Эриксона

1. Основные подходы к построению периодизации.

Существует представление о развитии как непрерывном процессе, в соответствии с которым в процессе развития невозможно выделить отдельных периодов. В противовес такому взгляду существуют периодизации, основывающиеся на представлении о развитии как дискретном процессе, в котором можно выделить своеобразные качественно отличающиеся друг от друга периоды. Эмпирическая и теоретическая периодизация развития. Критерии выделения возрастных периодов социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Возрастная периодизация - классификация от рождения и до смерти, определение границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной .

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

2. Периодизации психического развития Периодизация психического развития Л.С. Выготского. Л.С.Выготский выделяет в развитии стабильный и критический периоды, указывая на разный характер протекания в них процессов развития.

Рис. 3. Периодизация по Л.С. Выготскому

Периодизация психического развития А.Н. Леонтьева. По А.Н. Леонтьеву в основе периодизации развития лежит психологическая теория деятельности. Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями. Понятие ведущей деятельности и разные виды деятельности рассматриваются как линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – все остальные виды деятельности. В качестве основных видов деятельности, последовательно развертывающихся в онтогенезе, выступают:

    игра (ранний дошкольный возраст),

    учение (школьный возраст),

    труд (взрослые возраста).

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Являясь учеником Выготского Л.С. и разделяя взгляды Леонтьева, Эльконин Д.Б. строит свою теорию психического развития на фундаменте психологической теории деятельности. Автор разделил все виды деятельности на две группы:

    Группа коммуникативных видов деятельности, в основе которых лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок – общественный взрослый»

    Предметные виды деятельности, в основе которых лежат отношения в системе «ребенок – общественный предмет» Ход развития определяется от системы «ребенок – общественный взрослый» к системе «ребенок – общественный предмет».

Второй критерий периодизации Д.Б.Эльконина – деление психики на две сферы:

    1. мотивационно-потребностную

      операционно-технических возможностей.

Таким образом, развитие, по Эльконину, – чередование первой и второй системы:

    непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст);

    предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство);

    ролевая игра, т.е. ролевое общение (дошкольный возраст);

    учебная деятельность (младший школьный возраст);

    интимно-личное общение (подростковый возраст);

    учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст).

Рис. 4. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

3. Периодизации всего жизненного пути. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

Таблица 1. Периодизация личностного развития

Возраст

Социальное качество

Нормальная линия

Аномальная линия

0 – 1 год

надежда

доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями

к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1 – 3 года

воля

самостоятельность, уверенность в себе

сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда

3 – 5 лет

целеустремлённость

инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения

чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения

5 – 11 лет

компетентность, стремление к достижению

трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков

чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность

11 – 20 лет

верность

эгоидентичность, жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения

диффузия идентичности, путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения

20 – 40 (45) лет

любовь

интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей

изоляция, избегание других людей, первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение

40(45) – 60 лет

забота

творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими

застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность

Тест по теме «Возрастная периодизация психического развития»

    Какое понятие было введено А.Н. Леонтьевым?

А) возрастная периодизация

В) ведущая деятельность

Г) психическое новообразование

    Что из ниже перечисленного не является критерием возрастных периодов?

А) психическое новообразование

Б) социальная ситуация развития

В) ведущая деятельность

Г) нет правильного ответа

    Сколько кризисных периодов выделил в возрастной периодизации Л.С. Выготский?

    Какая деятельность является ведущей в школьном возрасте?

Б) обучение

Г) нет верного ответа

    Определите вид ведущей деятельности для младшего подросткового возраста?

А) учебная деятельность

Б) сюжетно-ролевая игра

В) учебно-профессиональная деятельность

Г) интимно-личностное общение

    Какое социальное качество развивается в возрасте от 11-20 лет?

Б) верность

В) надежда

Г) целеустремлённость

    В каком возрасте трудолюбие является нормальной линией психического развития?

В) 11-20 лет

Г) нет верного ответа

    Какая черта характера приобретается в ходе аномальной линии в возрасте 1-3 года?

А) сомнения в себе

Б) недоверие к людям

В) чувство вины

А) Э. Эриксон

Б) Л.С. Выготский

В) Д.Б. Эльконин

Г) А.Н. Леонтьев

    Как называется качественные особенности психики, которые появляются в данный возрастной период??

А) возрастная периодизация

Б) социальная ситуация развития

В) ведущая деятельность Г) психическое новообразование

Конспект лекций. Выполнил студент ПОМО 132 Куликов Александр

Тема 4. Психическое развитие в младенческом возрасте

1. Кризис новорожденности.

а) новорождённость

б) «комплекс оживления»

2. Физическое и моторное развитие.

а) акт хватания

б) соотносимые действия

в) функциональные действия

3. Сенсорное и перцептивное развитие.

4. Когнитивное развитие и развитие речи.

а) восприятие и действие

б) речевое развитие

1. Кризис новорожденности. Для ребенка появление на свет является стрессовым событием, однако, большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться с этим процессом. Новорожденность – адаптивные период для детей, которые протекает в течение первого месяца их жизни. Основная задача этого периода – это адаптация ребенка к новой окружающей среде. Дети обладают целым комплексом безусловных рефлексов. Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Слуховое сосредоточение появляется на 2–3-й неделе. На 3–4-й неделе, такая реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение появляется на 3–5-й неделе. Примерно в месяц появляется «комплекс оживления». Этим завершается переходный этап новорожденности и начинается собственно младенчество.

2. Физическое и моторное развитие. У ребенка в младенческом возрасте активно развивается мелкая моторика. Примерно в 5 месяцев возникает акта хватания - первое организованное, направленное действие. Акт хватания - это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои руки, следит за тем, как рука приближается к предмету. Акт хватания имеет важное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом: в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (от 10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах. Происходит развитие манипулирования: от направленности на предмет к направленности на результат. Развивается также и грубая моторика. Хватание, направление к предмету, стимулирует возникновение сидения. Затем ребенок начинает ползать. вначале это низкое ползание (на животе), а затем – высокое (на четвереньках). Потом ребенок встает, стоит с опорой, учиться держать равновесие, делает первые шаги.

3. Сенсорное и перцептивное развитие. По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов. В этот период ориентировка ребенка носит недифференцированный характер, в ней трудно выделить отдельные стороны: восприятие, мышление, память. В начале младенчества уточняется работа зрительного и слухового анализаторов, возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Затем зрение и слух начинают действовать координировано. Ориентировка ребенка в окружающем мире, выполняемая при помощи внешних движений, возникает раньше, чем ориентировка, выполняемая при помощи психических процессов, и служит их основой. Примерно с 7 месяца движения приобретают предметный характер, а после 10 месяцев образ предмета начинает активно управлять движением рук и регулировать их, т.е. возникает сенсомоторная координация. На протяжении младенческого возраста происходит познавательное развитие. Эта линия развития во многом зависит от общения со взрослым.

4. Когнитивное развитие и развитие речи. Центральное новообразование младенческого возраста – формирование потребности в общении со взрослыми. В первом полугодии в качестве ведущей деятельности рассматривается непосредственно-эмоциональное общение. На основе ситуативно – личностного общения взрослого и ребенка у младенца постепенно складывается образ себя как субъекта коммуникативной деятельности. Во втором полугодии появляются предметные манипуляции, а общение, согласуясь с ними, приобретает ситуативно-деловую форму. Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие (гукание, гуление, лепет, появление первых слов).

Тест по теме «Психическое развитие в младенчестве»

    Временные рамки кризиса новорождённости

В) 0-5 недель

Г) нет верного ответа

    Какой промежуток времени соответствует формированию соотносимых действий?

    Тип ведущей деятельности в младенческом возрасте

А) непосредственно-эмоциональное общение

Б) предметно-манипулятивная деятельность

В) физиологические отправления

Г) нет верного ответа

    В младенчестве 1 этап появления речи называется

А) гуканием

Б) гулеием

В) лепетом

Г) автономная речь

    Центральное новообразование младенческого возраста

А) «комплекс оживления»

Б) акт хватания

В) потребности в общении со взрослыми

Г) сенсомоторная координация

    Какое социальное качество присуще младенчеству?

Б) верность

В) надежда

Г) целеустремлённость

    Основа, которая позволяет делать выводы о первоначальных формах наглядно-действительное мышление?

А) восприятие и речь

Б) восприятие и действие

В) речь и действие

Г) нет верного ответа

    Первое организованное направленное, действие в младенческом возрасте?

А) слуховое сосредоточение

Б) зрительное сосредоточение

Г) акт хватания

    Укажите верную социальную ситуацию развития в младенчестве

А) ребёнок = взрослый

Б) взрослый → ребёнок

В) ребёнок → взрослый

Г) нет верного ответа

    Какое важное значение имеет акт хватания для психического развития?

А) противопоставление большого пальца

Б) возможность манипулирования с предметами

В) возникновение предметного восприятия

Г) нет верного ответа

Тема 6. Психическое развитие в раннем возрасте

1. Основные новообразования раннего возраста.

2. Развитие речи.

а) активная речь

б) пассивная речь

3. Развитие предметной деятельности.

а) соотносящие действия

б) орудийные действия

4. Когнитивное развитие.

1. Основные новообразования раннего возраста Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития – совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. К основным новообразованиям раннего возраста относятся:

    Прямохождение.

    Речевое общение.

    Предметная деятельность.

2. Развитие речи. В раннем возрасте развитие речи идет по двум линиям:

    Развитие пассивной речи. Развитие активной речи до 1,5 лет происходит медленно. Ребенок усваивает от 30 до 100 слов и употребляет их очень редко. После 1,5 лет происходит переход к активной самостоятельной речи. На 2 году у ребенка резко возрастает интерес к окружающему миру. К этому возрасту дети знают уже примерно 300 слов, а к 3-летнему возрасту – 1200-1500 слов. Наряду с расширением словарного запаса и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя языка.

    Развитие пассивной речи. Вначале ребенком понимается ситуация в целом, а не конкретный предмет или действие. Позднее значение ситуации преодолевается. Но только на третьем году речевые указания взрослого начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях. Ребенок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого.

Выделяют три основные пути усвоения языка и индивидуального развития речи ребенка:

    подражание,

    образование условно - рефлекторных ассоциаций,

    формулировка и проверка эмпирических гипотез.

3. Развитие предметной деятельности. У ребенка в период раннего детства формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов в жизни человека. Общение в этом возрасте становится формой организации и средством осуществления предметной деятельности. Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для его психического развития являются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения. Эти действия требуют учета свойства предмета и регулируются тем результатом, который нужно получить.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет – орудие – употребляется при воздействии на другие предметы. Во второй половине раннего возраста формируется функция замещения, представляющая собой отождествление, предполагающее перенос значения с одного, специфического предмета на другой, неспецифический. Под замещением в широком смысле слова понимают перенос значения с одного объекта на другой, реальный или идеальный. Начиная выполнять правила пользования предметами, ребенок психологически входит в мир постоянных вещей.

4. Когнитивное развитие. Основное направление развития высших психических функций ребенка этого возраста – начало вербализации познавательных процессов, их опосредствование речью.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.

Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления, движений. Само восприятие под влиянием этих функций также развивается.

На протяжении раннего возраста ведущим видом мышления является наглядно-действенное мышление.

Примерно в три года происходит становление элементарного самосознания и начинает развиваться способность к произвольной саморегуляции. К трем годам появляются личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода .

Выделены следующие разделы возрастной психологии:

Психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Роль возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Проведение исследований психологии ребенка является источником к постижению психологии зрелого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальное значение в заключение вопроса сотворения «новой» психологии, подчеркивая, что «исключительно верный путь -- подходить в прохождении психики от ребенка к взрослому». Дорога реорганизации психологии -- «из описательной и фрагментарной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую организацию сведения о поведении человека, о устройствах его течения и формирования, о воспитательном управлении движениями его вырабатывания, развития и роста».

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью задач о нормативном воспитании здорового ребенка, о характерных возрастных проблемах, линиях и методах их ответа, этапах становления взрослой значительной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Возрастная психология близко сплочена с иными областями психологической науки. Она основывается на мнения о психике человека, разработанные в общей психологии, применяет организацию главных взглядов совместной психологии. В то же время изучение происхождения и первых этапов становления высших психических функций повергает к более совершенному осмыслению раскрученных форм сложных психических течений.

Проведение исследования преобразования психических процессов у детей выдвигается как своеобразный способ постижения устройств - генетический метод. Психическое развитие человека происходит внутри разнообразных социальных единств: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Соотношение рядового и персонального, общего и оригинального, обычного и аномального, отходящего рядов формирования организовывает совместные поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) показана его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем формировании осваивают через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии вырабатывания, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда -- коренным образом. (см. Приложение А)

Н. А. Лощенкова

Возрастная психология. Шпаргалка

Аннотация

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.

Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

1 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ

2 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

3 РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

4 СВЯЗЬ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

5 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

6 ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

7 ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

8 ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ

9 ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

10 ЭТАП ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО СОСТАВ

11 ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

12 РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ И МОТОРИКИ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ. «КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ» И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

13 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (ПСИХОАНАЛИЗ, СОЦИОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ)

14 КОГНИТИВНАЯ СХЕМА И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

15 ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА. КРИТЕРИИ М. И. ЛИСИНОЙ

16 ПРОБЛЕМЫ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

17 ЖИЗНЕННЫЕ «ПРИОБРЕТЕНИЯ» РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

18 СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

19 ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

20 КРИЗИС 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ РЕБЕНКА

21 СТАДИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ

22 СИНКРЕТИЗМ И МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА К МЫШЛЕНИЮ

23 ЭГОЦЕНТРИЗМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

24 КРИЗИС 3 ЛЕТ

25 ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

26 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА К КОНЦУ РАННЕГО ДЕТСТВА

27 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА

28 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ РЕБЕНКА

29 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ

30 КРИЗИС 6–7 ЛЕТ. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

31 ПОДРАЖАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

32 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

33 НОВООБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

34 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ

35 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ (МАЛЬЧИКОВ, ДЕВОЧЕК)

36 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

37 ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РАННЕЙ ЮНОСТИ

38 ЮНОШЕСКАЯ ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ. САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

39 ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ ЮНОСТИ

40 МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА

41 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МОЛОДОСТИ. КРИЗИС МОЛОДОСТИ

42 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБРЕТЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА В МОЛОДОСТИ

43 КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА


44 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

45 СЕМЬЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ.ВИДЫ СЕМЕЙ

47 ЗРЕЛОСТЬ. ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА ЗРЕЛОСТИ

48 КРИЗИСЫ 40 ЛЕТ, ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, БИОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

49 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫХОДОМ НА ПЕНСИЮ

50 ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

51 СТАНДАРТНАЯ УСТАНОВКА ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА

52 КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЗРЕЛОГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

53 ТЕОРИЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

54 УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ПАМЯТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. ПЕНСИОННЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

55 ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В СТАРОСТИ

56 ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СМЕРТЬ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ

Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

В соответствие с делением онтогенеза на возрастные периоды, выделяют следующие разделов возрастной психологии:

    Детская психология;

    Подростковая психология (психология отрочества);

    Юношеская психология;

Часто эти два раздела объединяют в один – подростковая и юношеская психология.

    Психология взрослого человека (психология зрелости) включает также акмеологию (отрасль науки, изучающая вершину жизни, период расцвета личности, которая приходится на период зрелости);

    Геронтопсихология (часть геронтологии – науки о старении и старости, изучающая психологические особенности пожилых людей).

Раньше считалось, что существенные сдвиги в психике человека происходят до периода юности (развитие, прогресс) и в старости (регресс); зрелость считалась стабильным периодом с неизменными личностными качествами. Поэтому целесообразным считалось изучать детство, отрочество и юность и именно в этих разделах возрастной психологии накоплено больше всего информации. В последнее время считается, что личностные изменения происходят в течение всей жизни. Балтес предлагает всевозрастной подход в психологии развития, т.е. исследование изменчивых и неизменных компонентов на протяжении всей жизни человека. Его основами служат работы Э. Эриксона, Ш. Бюлер, К. Юнга, а причинами начала эмпирических исследований в последние десятилетия являются:

    Демографические изменения в мире и особенно в развитых странах (происходит постарение населения этих стран, т.е. растет доля пожилых людей в общем числе населения);

    Возникновение геронтологии;

    «Постарение» испытуемых лонгитюдных исследований детского развития начал и середины XX века.

Принципы всевозрастного подхода:

    Всевозрастность развития (подразумевает продолжение развития в течение всей жизни).

    Многонаправленность развития или вариативность в направленности изменений (утверждается, что в процессе онтогенеза некоторые системы совершенствуются, другие регрессируют).

    Развитие как «приобретения-потери» (включает в понятие «развитие» не только прирост, приобретения, но и регресс, потери).

    Пластичность развития (в зависимости от условий и опыта развитие может принимать разные формы, следовательно, нужно исследовать степень и ограничения пластичности).

    Исторически-культурная обусловленность развития (приводит к необходимости исследований влияния типа социо-культурных условий на развитие).

    Контекстность как парадигма (означает учет при исследовании развития трех взаимодействующих групп факторов: возрастных, исторически-культурных и индивидуальных).

    Развитие как междисциплинарный объект (каждая из наук – антропология, биология, социология, различные направления психологии – лишь частично раскрывают закономерности развития).

В связи с широкомасштабным введением всевозрастного подхода в практику исследований началось интенсивное изучение людей зрелого и пожилого возраста.

1.5. Связи возрастной психологии с другими науками

В последние десятилетия возрастная психология изменилась как по своему содержанию, так и по междисциплинарным связям. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, а с другой - сама испытывает влияние с их стороны, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны, прежде всего, для понимания пренатального развития и последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних осно­ваний, а также для оценки влияния физиологических изменений на социально-психологические особенности в подростковом возрасте и старости. Они играют значительную роль при анализе адаптивных воз­можностей новорожденных, а также общего физического и мотор­ного (двигательного) развития, особенно в его отношении к после­дующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эн­докринных желез. Кроме того, открытия биологии имеют особое зна­чение для понимания проблематики «субъект-среда», т.е. объясне­ния сходства и различий в развитии разных индивидов.

Этология. Значение этологии, или сравнительного изучения по­ведения, значительно возросло в последние годы. Она показывает биологические корни поведения, поставляя информацию о взаимо­действии среды и индивида (например, изучение импринтинга). Не менее ценной является методическая возможность проводить наблю­дения и эксперименты на животных, и особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений. Возможность переноса на человека результатов, полученных на жи­вотных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития.

Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универ­салии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на дру­гих культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой - благо­даря расширению культурной среды – выявить межкультурные разли­чия, обусловливающие разное протекание процессов развития. Осо­бое значение в последние годы приобретает изучение детского фольклора (субкультуры).

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для возрастной психологии как за счет определенных теорети­ческих посылок (ролевая теория, теория социализации, теории обра­зования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а так­же за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наи­более тесно связаны с возрастной психологией. Общая психология рассматривает понятия, используемые затем в возрастной психологии, а также позволяет лучше понять психичес­кие процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогичес­кую практику, процессы обучения и воспитания, вне которых не может происходить развития, и которым, в свою очередь, возрастная психология предоставляет знания для их оптимизации. Клиническая (меди­цинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в обла­сти адаптации и применения диагностических методик в сравнитель­ном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий и др. В последние годы нара­стает объем взаимодействия психологии развития с патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержка­ми психического развития и т.д.).

Можно обнаружить пересечение возрастной психологии с психогенетикой, психолингвистикой, психосемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др. Почти все прогрессивные и интерес­ные работы в возрастной психологии, как правило, выполняются на стыке дисциплин.

Выводы:

    Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути. Развитие на разных этапах становления этого понятия рассматривалось как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, научение, запечатление, социализация.

    Теоретическими задачами возрастной психология являются описание, объяснение, прогноз и коррекция процессов развития. Практическое применение знаний по психологии развития свя­зано с решением шести основных задач: ориентация в жизнен­ном пути; определение условий развития и изменений; прогноз стабильности и изменчивости свойств личности; объяснение це­лей развития и коррекции; планирование коррекционных ме­роприятий; оценка коррекции развития.

    Основными принципами возрастной психологии являются принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

    Возрастная психология делится на детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию зрелости и геронтопсихологию.

    Возрастная психология имеет многочисленные связи с другими науками и содержит множество работ, выполненных на стыке дисциплин.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

3 РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В возрастной психологии выделяется несколько разделов:

1) детская психология;

2) психология юности;

3) психология зрелого возраста;

4) геронтопсихология.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает но вообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет.

Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронто-психология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

© 2024 angelsskin.ru
Чистая кожа - Медицинский портал