Родник, святой источник святого кукши у деревни фроловка. Житие священномученика кукши киево-печерского, просветителя вятичей, и ученика его преподобномученика никона Святое имя просветитель земли орловской иоанн кукша

Жития преподобных Кукши и Пимена постника Печерских

Пре-по-доб-ный свя-щен-но-му-че-ник Кук-ша и пре-по-доб-ный Пи-мен Пост-ник скон-ча-лись по-сле 1114 го-да. Свя-ти-тель Си-мон, епи-скоп Вла-ди-мир-ский и Суз-даль-ский (ХII; па-мять 23 мая), в по-сла-нии к пре-по-доб-но-му По-ли-кар-пу, ар-хи-манд-ри-ту Пе-чер-ско-му († 1182; па-мять 6 августа), пи-сал о пре-по-доб-ном Кук-ше: "Как мо-гу до-стой-но про-сла-вить свя-тых му-жей, быв-ших в свя-том Пе-чер-ском мо-на-сты-ре, в ко-то-ром языч-ни-ки кре-сти-лись и ста-но-ви-лись ино-ка-ми, а иудеи при-ни-ма-ли свя-тую ве-ру? Но я не мо-гу умол-чать о бла-жен-ном свя-щен-но-му-че-ни-ке и чер-но-риз-це се-го мо-на-сты-ря Кук-ше, о ко-то-ром все зна-ют, что он про-го-нял бе-сов, кре-стил вя-ти-чей, дождь свел, ис-су-шил озе-ро, со-тво-рил мно-гие дру-гие чу-де-са и по-сле мно-гих мук убит был с уче-ни-ком сво-им Ни-ко-ном". Кон-чи-ну свя-щен-но-му-че-ни-ка Кук-ши про-зрел пре-по-доб-ный Пи-мен Пост-ник. Став сре-ди Ве-ли-кой Пе-чер-ской церк-ви, он гром-ко ска-зал: "Брат наш Кук-ша убит на рас-све-те!"

Вя-ти-чи, сре-ди ко-то-рых про-по-ве-до-вал и при-нял кон-чи-ну пре-по-доб-ный свя-щен-но-му-че-ник Кук-ша, жи-ли по ре-ке Оке, за-ни-ма-ли мест-ность Ор-лов-ской и Ка-луж-ской об-ла-стей. Они бы-ли языч-ни-ка-ми. Пре-по-доб-ный (па-мять 9 нояб-ря), опи-сы-вая вя-ти-чей, воз-му-щал-ся их гнус-ны-ми обы-ча-я-ми и до-бав-лял, что они так жи-вут "да-же и до ны-неш-не-го дня", оста-ва-ясь незна-ко-мы-ми с За-ко-ном Бо-жи-им и тво-ря свой за-кон. Пре-по-доб-ный свя-щен-но-му-че-ник Кук-ша про-по-ве-до-вал у вя-ти-чей во вре-ме-на свя-ти-те-ля Фео-к-ти-ста, епи-ско-па Чер-ни-гов-ско-го (1113-1123 гг.). Он был по-гре-бен, так же, как пре-по-доб-ный Пи-мен Пост-ник, в Ближ-них пе-ще-рах (па-мять Со-бо-ра пре-по-доб-ных, по-чи-ва-ю-щих в Ближ-них пе-ще-рах - 11 октября).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь священномученику Кукше, ученику его Никону и преподобному Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах

Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Мученической кровью, иеромонах Кукша, в проповеди Евангелия с учеником твоим Никоном, с честью украсившийся, и Пимен в постничестве светозарно просиявший, в один день и час вошли вы в свет неприступный, где молитесь Господу, да подаст нам великую милость.

Кондак священномученику Кукше, ученику его Никону и преподобному Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах

Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.

Перевод: Светила известные, собравшись, молитвенно воспоем и восхвалим, люди, ибо они просияли в этом мире: Пимен многими подвигами, Кукша же с учеником Никоном - проповедью Слова, и они трое, единомысленно предстоя , как солнце сияют и просвещают всех с любовью память их прославляющих.

Молитва священномученику Кукше Печерскому

Святы́й страстоте́рпче священному́чениче Ку́кше, соверши́вый по́двиги апо́стольския посреде́ обита́ния соплеме́нник твои́х, на́ших пре́дков, и́хже ты просвеща́л еси́ све́том и́стиннаго богопозна́ния и по да́нней ти благода́ти Ду́ха Свята́го бе́сы прогна́вый, дождь с небесе́ своди́вый, е́зеро изсуши́вый и сотвори́вый и́на мно́га чудеса́, запечатле́в многострада́льный свой по́двиг му́ченическою кончи́ною! Приими́ от нас усе́рдныя и умиле́нныя моли́твы и вознеси́ я́ ко Престо́лу Святы́я Тро́ицы, иде́же ты в ли́це святы́х предстои́ши, я́ко да твои́м хода́тайством Ми́лостивый Госпо́дь утверди́т в ми́ре, си́ле и сла́ве страну́ Рос-си́йскую, в ча́дех же Святы́я Правосла́вныя Це́ркве да укрепи́т дух ве́ры и благоче́стия, в па́стырех ея́ да усугу́бит ре́вность к нази-да́нию пасо́мых и да при́зрит ми́лостивным о́ком на лю́ди предстоя́щия и прибега́ющия ко твое́й по́мощи. Ей, святы́й уго́дниче Бо́жий! Ве́мы, я́ко ве́лиих ра́ди страда́ний твои́х мно́го мо́жет моли́тва твоя́ ко благосе́рдию Влады́ки. Сего́ ра́ди, я́ко ча́да твоя́ по ве́ре, припа́дающе к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, дарова́нных по всеблаго́му промышле́нию Бо́жию и по благослове́нию первоиера́рха Ки́евския Це́ркве в на́ше освяще́ние и в зна́мение твоего́ о нас заступ-ле́ния, мо́лим тя в ду́се сокруше́ннем и смире́ннем: не пре́зри моле́ний на́ших, излива́емых пред тобо́ю, и вознеси́ я́ ко Всеще́дрому Бо́гу, я́ко кади́ло благово́нное, да твои́м хода́тайством вы́ну почи́ет благода́ть Его́ на гра́де сем, в не́мже чти́тся пресла́вное и́мя твое́, и лю́ди, живу́щие в нем, да сохраня́тся от гла́да, огня́, смертоно́сныя я́звы и напра́сныя сме́рти, от вся́ких бед и напа́стей. Споспе́шествуй, свя-щенному́чениче Ку́кше, святы́ми твои́ми моли́твами честно́му бра́тству свята́го хра́ма сего́, да приумно́жится сие́ и процвета́ет во сла́ву Триеди́наго Бо́га, в похвалу́ твоего́ и́мене, и во бла́го Святы́я Правосла́вныя Це́ркве, да та́ко вси, охраня́еми твои́м предста́тель-ством, ми́рно и благоче́стно поживу́т, сла́вяще и благодаря́ще Еди́наго И́стиннаго Бо́га во Святе́й Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века пришел он в землю вятичей - язычников для проповеди им святого Евангелия. Вятичи - небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, они ничем не отличались от дикарей. По свидетельству святого преподобного Нестора Летописца «они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое», у них «браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены». Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России удаленные от тогдашних культурных центров - Киева, Новгорода и прочих городов - значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.

В святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть апостольского подвига и нежелание расставаться со святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

Когда в Киеве происходило великое торжество, перенесение святых мощей мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и владыка Феоктист, епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

Именно теперь святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников. Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.

Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

Поэтому святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

Так о чудесах и подвигах святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует святой Симеон, Епископ Владимирский: «Могу ли умолчать, говорит он, и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном». Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей нашего Калужского края - священномученика Кукши и ученика его Никона. Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!» Что сделалось с мощами святого Никона остается неизвестным, а тело святого Кукши, по его завещанию, доставлено в Киев, где и доныне Святые мощи его почивают в нетлении в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Память святых совершается 9 сентября (25 августа), в один день с преподобный Пименом Постником.

Молитва священно мученику Кукше.

О святый страстотерпче, священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреди обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго Богопознания, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро иссушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством милостивый Господь в чадех святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к назиданию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко, велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих дарованных по всеблагому промышлению Божию в наше освящение и в знамение твоего о нас заступления, молим тя в дусе сокрушением и смирением: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем (обители сей или веси сей), в немже чтися преславное имя твое, и люди живущий в нем да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешствуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога в похвалу твоего имене и во благо святыя Православны Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще единаго истиннаго Бога, во Святой Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Преподобный священномученик Кукша и преподобный Пимен Постник скончались после 1114 года. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ХII; память 10 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому († 1182; память 24 июля), писал о преподобном Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном». Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!»

Вятичи, среди которых проповедовал и принял кончину преподобный священномученик Кукша, жили по реке Оке, занимали местность Орловской и Калужской областей. Они были язычниками. Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), описывая вятичей, возмущался их гнусными обычаями и добавлял, что они так живут «даже и до нынешнего дня», оставаясь незнакомыми с Законом Божиим и творя свой закон. Преподобный священномученик Кукша проповедовал у вятичей во времена святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113-1123; память 5 августа).

Тропарь, глас 3:

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак, глас 4:

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Молитва священномученику Кукше:

Святый страстотерпче священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреде обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго богопознания и по данней ти благодати Святаго Духа беса прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро изсушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко Престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством Милостивый Господь утвердит в мире, силе и славе страну Рос­сийскую, в чадех же Святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к нази­данию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко велиих ради страданий твоих много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих, дарованных по всеблагому промышлению Божию и по благословению первоиерарха Киевския Церкве в наше освящение и знамение твоего о нас заступ­ления, молим тя в дусе сокрушеннем и смиреннем: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко Всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем, в немже чтится преславное имя твое, и люди, живущие в нем, да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешествуй, свя­щенномучениче Кукше, святыми твоими молитвами честному братству святаго храма сего, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога, в похвалу твоего имене, и во благо Святыя Православныя Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстатель­ством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще Единаго Истиннаго Бога во Святей Троице славимаго, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века (в 1115 году) пришел он в землю вятичей - язычников для проповеди им Святого Евангелия. Вятичи - наши предки, это небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, наши предки ничем не отличались от дикарей. По свидетельству Святого Преподобного Нестора Летописца "они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое", у них "браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены". Так была жалка жизнь наших предков, пока они оставались во мраке язычества.

Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России удаленные от тогдашних культурных центров - Киева, Новгорода и прочих городов - значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.

В Святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии Священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг Апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть Апостольского подвига и нежелание расставаться со Святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

2-го мая 1115 года в Киеве происходило великое торжество, перенесение Святых мощей Мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, Ко дню этого торжества в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и Владыка Феоктист, Епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

Именно теперь Святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников. Брянский край служил передовым постом проповеднической деятельности Святого Кукши и опорой для дальнейших успехов веры Христовой в земле вятичей.

Из летописи известно, что Святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Таким образом, с достоверностью можно предположить, что первая Евангельская проповедь Святого Кукши началась в пределах нынешнего города Брянска. Вот почему для брянцев должна быть в особенности достопамятна Равноапостольная деятельность Священномученика Кукши.

Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику Христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.

Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди Священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда Святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить Святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

Поэтому Святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической Христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

Так о чудесах и подвигах Святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует Святой Симеон, Епископ Владимирский: "Могу ли умолчать, говорит он, и о сем Священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном". Святой Кукша был предан мучению и умерщвлен с учеником своим в пределах города Мценска (Орловская область). Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей нашего Брянского края - Священномученика Кукши и ученика его Никона. Что сделалось с мощами Святого Никона остается неизвестным. А тело Святого Кукши, по его завещанию, из Мценска было перенесено в город Брянск, а затем по реке Десне доставлено в Киев, где и доныне Святые мощи его почивают в нетлении в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

В 1903 году в Брянск был доставлен образ Святого Кукши с частицей его мощей. В настоящее время о местонахождении этой Святыни ничего не известно.

Отец Кукша, проявивший за свою долгую жизнь опыт духовного служения и верность христианской религии, чрезвычайно заботился о страждущей пастве. Верующие приходили к нему, чтобы избавиться от безбожия, горя и нужды. Старец становился великим оплотом в борьбе против зла, сурово нагнетающего свою силу.

Преподобный святитель помогал пастве встать на трудную, но праведную дорогу к Всемилостивому Господу.

Путь к святости

Преподобный Косьма появился на свет в 1875 г. в Николаевской губернии, его родителями были благочестивые христиане по имени Кирилл и Харитина. В семье у мальчика было два брата и одна сестра.

Статьи о других святых:

С раннего детства Косьма приучался к терпеливому труду, долгим хождениям до православного храма и смиренным стояниям во время богослужений.

Монашеский период Ксенофонта

Подвижник прибыл на Афон в 1896 г., где стал послушником в . Он ревностно трудился и служил Господу, уподобляясь житию древних святых отцов. Через год сюда приехала матушка Харитина, желавшая увидеть сына и монашеские обычаи. Настоятель благодушно разрешил ей обнять любимого Косьму.

  • Вскоре Господь отправил своего смиренного слугу в Иерусалим, где святитель полтора года нёс послушание в Храме Гроба Господня. Вернувшись в земли Афона, святитель принял постриг и получил имя Ксенофонта. Духовным его учителем стал великий отшельник Божий по имени Мелхиседек.
  • Вскоре из-за распространения некой «имябожнической» ереси многих русских монахов Афона попросили покинуть Грецию. Старец Мелхиседек успокоил душу отчаявшегося Косьмы и благословил на поездку в Россию, где человеку требовалась помощь от козней дьявола.
  • В 1913 г. преподобный Ксенофонт получил должность насельника . В период Первой Мировой святитель делил печали с народом Отечества, горячо молился о спасении и ежедневно трудился на благо человечества. Братия и паства полюбила святителя за усердие и послушание в уединенном месте.
  • Когда преподобному Ксенофонту исполнилось 56 лет, его здоровью стала угрожать тяжелая болезнь. Монахи решили постричь святителя в , чего он сам долгое время горячо желал. С этого момента он стал носить имя великомученика Кукши, останки которого находились в пещерах Лавры. Однако Господь не позволил святителю покинуть бренный мир и совершенно исцелил его тело.

Тяжелые времена

В 1938 г. святителя окрестили «служителем культа» и отправили на пять лет в рабочий лагерь, а после окончания срока - в ссылку. В 63-летнем возрасте старца заставляли изнурительно работать на лесоповале. Преподобный старец вернулся в Киево-Печерскую обитель только в 1948 г., его принимали с великим восторгом.

Икона преподобного Кукши Одесского с житием

  • Закаленный изнурительным трудом Кукша продолжал выполнять долг подвижничества, вселяя в сердца братии и прихожан веру и надежду. Вскоре КГБ распорядилось отправить старца в далекие места, где не найдет выхода его проповедь.
  • В 1953 г. богоугодный Кукша пришел в Свято-Успенскую обитель города Почаев (Украина). Здесь он был послушником, исповедовал людей, возглавлял утреннюю литургию. В следующие годы святитель сменил два монастыря. Последний свой приют батюшка нашел в Свято-Успенской обители Одессы.
  • В 1964 г. пришла неизлечимая болезнь легких, что привело к скоропостижной смерти. После кончины народ видел чудесные свершения, происходящие на месте погребения. Обретение мощей произошло в конце сентября 1994 г., а через три недели старца прославили в лике преподобных.

Чудеса преподобного

Пребывая в Иерусалиме произошли два чудесных происшествия, символично пророчествующие дальнейший духовный путь подвижника.

Существовала традиция, что первый искупавшийся в Силоамской купели получит дар деторождения. Косьма оказался в воде случайно, люди же иронизировали на тему этого забавного происшествия. Житие святого показало, что Кукша породил большое духовное потомство. Второй чудесный случай гласит о том, что во время богослужений на юного подвижника пролился елей из лампады. Пришедшие же паломники радостно собирали масло с одежд Косьмы и совершали символичное помазание.

Преподобный явил миру божественные чудеса, вселяя в паству искреннюю веру во Всемогущество Всевышнего Отца.

Однажды он излечил тяжелобольную дочь охранника лагеря. Святой уговорил мужчину принять обет христианства во имя исцеления ребенка, и последний, плача, согласился на этот праведный шаг. Как-то раз Кукша помог решить научную задачу одного ученого. В беседе преподобный разъяснил проблему простыми словами, а мужчина никак не мог понять, как необразованный старец обладает такими познаниями.

Святой Косьма (Кукша) на протяжении всей жизни проявлял лучшие качества христианского подвижника и совершал многие чудеса. Его жизнь не была простой, дьявольские козни постоянно обрушивались на святителя, но он никогда не терял веру в Господа и продолжал нести свой крест. Обращавшиеся к нему люди всегда получали мудрое наставление и пропитывались аурой бескорыстного жития.

Важно! Люди приходили к преподобному Кукше и получали милосердные советы, нескончаемую любовь и всепрощение. Они верили в благодать святителя и надеялись на его божественную помощь.

Преподобный Кукша Одесский

© 2024 angelsskin.ru
Чистая кожа - Медицинский портал