Обряды католической церкви. Католические церковные обряды

При сдаче на от консула может последовать вроде бы и незначительный вопрос о католических праздниках. Знаете ответ? Проверьте свои познания в этом вопросе.

Зеленые праздники или пятидесятница

Это Костельный праздник в память Обращения Духа Святого к Апостолам. Праздник не имеет точной даты, она зависит от даты Пасхи и замыкает пасхальный цикл. Этот праздник связан с народными обрядами приветствия Весны, и его главный символ — это зеленая ветка.

Обретение святого креста

3 мая церковный праздник «Обретение святого Креста», установленный в память о нахождении в Иерусалиме подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос. Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля.

Вознесение

Вознесение, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения — переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи.

Божье тело

Большой церковный праздник ПРИЧАСТИЕ установился в 13 веке. Празднуют его в четверг, через 11 дней после ЗЕЛЕНОГО ПРАЗДНИКА. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установленного Иисусом Христом таинства причащения (евхаристии). Католическая церковь рассматривает евхаристию как священный дар, оставленный Христом своей церкви. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу «с Христом». Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в костел на праздничную литургию. В этот праздник впервые провели в Кракове в 1320 году. С 15 века на этот праздник обязательна процессия, которая выходит из всех костелов, и служба проходит на установленных около костелов алтарях. Возле каждого алтаря ксендз читает Евангелие и благословляет верующих.

Рождество святого Иоанна Крестителя

Рождество святого Иоанна Крестителя (24 июня) популярно у всех католиков. Это день летнего солнцестояния, праздник, связанный с солнечным культом. Отличительная черта дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Святоянские костры служили средством очищения. Широко известен обычай — прыгать через костры. Особую силу приписывают воде и растениям, собранным в день святого Иоанна и в ночь перед ним. Празднование дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до дня святых Петра и Павла (29 июня). Почитание святых — одна из важнейших сторон католического вероучения. Число католических святых постоянно увеличивалось, в первой половине оно доходило до 300. После II Ватиканского собора, модернизировавшего многие стороны церковной жизни, культ католических святых регламентируется календарем, где сохранилось 58 обязательных для всей церкви праздников в честь святых. Для части святых чествование перестало быть обязательным (как Святой Георгий — 25 апреля), другие просто изъяты из регистра. Это коснулось таких широко признанных в народе святых, как Святая Варвара, Святая Екатерина Александрийская, Святая Маргарита, Святой Вит.

Вознесение Богоматери

15 августа — праздник Вознесения Богоматери. Он основывается на сказании, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании, Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 г. Папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

ДОЖИНКИ — ПРАЗДНИК УРОЖАЯ — ПРАЗДНИК ЗЛАКОВОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 15 августа отмечаются Дожинки — обряд окончания жатвы у славян и других народов. Праздник урожая в строй Польше называли «Венковым» — от самого главного символа этого праздника — венка из хлебных колосьев и цветов, либо — «Окольным» — от стародавнего обряда осеннего обхода или объезда полей. Это самый большой праздник года для тружеников полей, проходящий после окончания всех полевых работ и уборки урожая. В Польше этот праздник отмечают с 16 века. Хозяева поместий, а также богатые хозяева земель устраивали этот праздник для своих работников.

Дни памяти умерших

1 и 2 ноября посвящены памяти умерших. Эту дату установил Костел в IX веке. Торжество — «ВСЕХ СВЯТЫХ» — 1 ноября и «Поминальный Задушки» — 2 ноября. Заупокойные и поминальные обряды этих дней стары как мир. Нет такого уголка на земле, где не отдавали бы почестей умершим. Память о них возникает глубоко в сердцах у людей из потребности признательности, любви и потребности памяти о тех, кого уже нет с нами.

Праздник Всех Святых был введен в начале VII века Папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один праздник — «Святые и усопшие». Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы, покаяние живых. Первый день католики проводят в костеле, а во второй с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией, приводят в порядок могилы и ставят горящие свечи. Большой польский праздник памяти умерших — это продолжение поминальных торжеств, которые проводили наши предки. Они верили, что духи мёртвых приходят в эту ночь (с 1 на 2 ноября) на землю. Их тени приходили с кладбища в Костел на ночную службу, для них это торжественное богослужение об умершем ксендзе. Щедро раздавали милостыню и подаяния молящимся у костела нищим, веруя в то, что их состояние может успокоить дух умершего. Еще в начале нашего века к поминальной службе пекли хлеба, варили бобы и каши, кутью с маком, пшеницей и медом. И все это вместе с водкой выставлялось на ночь на стол — как угощение духам. Православные и сейчас кладут угощение на могилы. В эту ночь в домах остаются открытыми форточки и приоткрываются двери, чтобы духи могли беспрепятственно попасть в свои дома. Зажигают огонь на кладбище, на перепутье дорог, во дворах и на могилах самоубийц. Местные кладбища в эти дни выглядят невероятно красиво — как море разноцветных светлячков.

Задушки

Задушки — это современное соответствие языческого праздника дзядов и традиционное название католического Поминовения всех умерших верующих. Они отмечаются 2 ноября на следующий день после дня Всех Святых. В этот день католики молятся за всех верящих в Христа, что уже ушли из этого мира и теперь пребывают в чистилище. Рядовой период

Рядовой период охватывает 30 или 34 недели литургического года, которые выпадают на срок от воскресенья Крещения Господня до Пепельной среды (включительно) и на срок от воскресенья Пятидесятницы до первого воскресенья (включительно), когда заканчивается литургический год и начинается новый. В последнее воскресенье рядового периода, которое выпадает, как правило, на конец ноября, отмечается Праздник Христа Царя-Вседержителя. Для поляков в соответствии с национальной традицией очень важны многие моменты, связанные с традиционной религией поляков — католицизмом.

Важнейшие события в жизни католика

Важнейшие события в жизни католиков связаны с семью таинствами Католицизма:

Крещение (Chrzest) . Вступление в лоно церкви. Крещение младенцев в Католической церкви производится по вере родителей и крёстных. Они обязуются воспитывать ребёнка в христианской вере. Проводится вскоре после рождения ребёнка и заключается в том, что священник совершает троекратное погружение в воду или обливание крещаемого со словами «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Миропомазание или конфирмация (Bierzmowanie) — экзамен на знание религии. В католической церкви таинство миропомазания называется конфирмацией и обычно совершается епископом. Внешним выражением таинства является помазание миром лба, с возложением руки и произнесением следующих слов: «Прими знамение дара Святого Духа» (лат. Accipe signaculum doni Spiritus Sancti). Таинство обычно совершается над детьми 7-12 лет в целях укрепления их веры. Католическая трактовка конфирмации зафиксирована в документах Тридентского собора.

Иногда его путают со сдачей школьного предмета «Религия», но это разные вещи. По школьному курсу «религии» не сдаются экзамены, и сам курс читается достаточно вольно. На экзамен выносится около 200 вопросов на знание религии, и каждый должен уметь отвечать на любой из них. Сдаётся экзамен обычно совместно всеми учениками класса. По окончании этого экзамена ксёндз освещает класс знаком креста. Экзамен подтверждает, что ребята за время обучения стали настоящими католиками, знающими свою веру. Без этого экзамена нельзя венчаться.

Первая исповедь (Spowiedz pierwsza) . Считается, что у ребёнка нет грехов, поэтому ему не в чем каяться. Но перед принятием первого причастия каждый обязан исповедаться. Это важный шаг, ибо ребёнок сам должен решить, что плохого он сделал, а главное — понять, почему это плохо. Проводится обычно накануне принятия первого причастия.

Евхаристия (Причащение). Принятие первое причастия. (Pierwsza komunia dzieci). По учению Православной, Католической и Армянской Апостольской церквей в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы.

В современной Польше дети принимают первое причастие, будучи во втором классе школы (в некоторых приходах в 3-ем классе), обычно в конце весны – начале лета. Считается, что после принятия первого причастия ребёнок становится полноправным католиком и с этого времени обязан свято соблюдать все заповеди и каждое воскресенье посещать костел. С момента принятия первого причастия ребёнок может причащаться на каждой службе.

Брак. Венчание (Ślub kościelny) . В Католичестве и в Православии одно из Таинств — Венчание, или вступление в церковный брачный союз. В Польше, как и в России, существует необходимость гражданской регистрации брака. Но если у нас официальная церемония заключается в регистрации гражданского состояния в загсе, а потом — традиционные свадебные гуляния, то в современной Польше регистрация в загсе считается лишь формальностью. Часто она совершается за несколько дней до венчания и не собирает большого количества гостей. А вот венчание – это уже не канцелярская формальность, а католический обряд, скрепляющий брачный союз. Он и является главным для молодых. Соответственно, на венчание и собираются гости. А потом – свадебные гуляния. Елеосвящение. Соборование («soborowanie» tzn. Sakrament chorych) – благословение умирающего (больного). Говоря просто, помазание тела елеем.

Священство (Kapelanie) – принятие в священники (только для решивших стать священниками, что лишает прав на бракосочетание). В Католической Церкви, как и в Православной существует три степени священства - диакон, священник и епископ. Правом совершения таинства священства для всех трёх ступеней обладает лишь епископ. В обряде этого таинства отсутствует тайносовершительная формула, главными элементами обряда являются возложение рук епископом на кандидата и молитва призывания Святого Духа. После совершения таинства рукоположенный простирается ниц перед алтарём в виде креста в знак смирения и посвящения жизни Христу.

Соборование – благословение умирающему (больного). Говоря просто, помазание тела елеем.

Католический обряд погребения выражает пасхальный характер смерти и надежду на воскресение. Перед смертью католик должен исповедоваться. Священник совершает над умирающим соборование - таинство елеопамазания, во время которого произносит разрешительную молитву и дает ему последнее причастие - виатикум. Даже если умирающий не смог исповедоваться, таинство елеопамазания снимает с него бремя грехов.

Похороны католиков. Тело умершего омывают и облачают в новые чистые одежды. На покойном должен быть нательный крест и никаких украшений, кроме обручального кольца. Цвета и крой одежды - строгие и скромные. Желательно, чтобы костюм соответствовал званию или чину покойного при жизни. Если хоронят девочку или незамужнюю девушку, ее одевают в белое платье. Часто одежду для умершего подбирают аналогичную той, в которой он посещал храм. Затем тело кладут в гроб лицом вверх. В руки, скрещенные на груди, вкладывают погребальный крест, можно также четки или крестильную свечу. Сверху кладут икону с образом Иисуса Христа (если умерший - мужчина) или Божьей Матери (если женщина). В комнате, где находится гроб с покойным, ставят распятие и зажигают свечу. Присутствующие читают молитвы.

В католической традиции сильна роль христианской общины. О смерти человека сразу же оповещаются все члены общины - чтобы они могли сделать для семьи покойного денежные пожертвования или оказать любую другую помощь. Все приглашенные на похороны приносят цветы или посылают их, если по уважительной причине не могут прийти. Цветы - обязательный атрибут католического погребального обряда, символ утешения, райского блаженства и красоты.

Главный член семьи покойного, ответственный за организацию похорон , заранее выбирает из числа пришлашенных несколько гостей и просит их быть почетными участниками траурной церемонии. Обычно это шесть - восемь человек, но может быть и больше, если покойный занимал важное место в обществе. На них возложена честь нести крышку гроба, а также - ордена и награды покойного, если таковые есть. Во время мессы в храме они сидят в первых рядах, а в траурной процессии идут попарно впереди гроба.

Кроме почетных участников (а иногда - и вместо них), для проведения похорон могут быть приглашены церемонимейстеры. Как правило, их выбирают из числа друзей семьи или неблизких родных, которые хорошо знают собравшихся и смогут их правильно рассадить.

Когда все приготовления сделаны, гроб с телом покойного перевозят в храм, где над ним совершается заупокойная месса - обряд отпевания. Месса также может быть проведена дома, в морге или непосредственно у могилы - для этого надо пригласить священника. Если покойный был человеком знаменитым, внесение гроба в храм сопровождается похоронной процессией. Она может быть организована и для простого человека по просьбе семьи усопшего.

Похоронная процессия входит в главные двери костёла под пение хора. Её возглавляют священник и хористы. Следом идут почетные участники траурной церемонии, за ними - люди, несущие гроб. За гробом идут родные и близкие покойного. Гроб устанавливают перед алтарем на специальный постамент. По католической традиции отпевание совершается над закрытым гробом, однако в латинском обряде это необязательное правило. После водружения гроба члены семьи и почетные участники рассаживаются в первых рядах, остальные миряне - позади них в произвольном порядке. Когда все занимают свои места, начинается заупокойная месса.

После окончания обряда отпевания гости прощаются с покойным и выходят из костёла. Обычно у дверей стоит представитель семьи, который лаконично благодарит каждого выходящего за участие. Бурные эмоции не приняты в минуты скорби. Гроб выносят из храма, погружают в катафалк и в сопровождении близких перевозят на кладбище. Для цветов обычно нанимают отдельный автомобиль. К траурному кортежу могут присоединиться все желающие.

На кладбище священник читает заупокойные молитвы. Когда гроб опускают в землю, все присутствующие - сперва самые близкие родственники покойного, затем остальные - бросают на крышку гроба по цветку. Надгробие устанавливается в изголовье захоронения, на могилу возлагают венки и ставят свечи. Поминки на кладбище католики не устраивают. Поминальная месса служится в сороковой день и в каждую годовщину смерти.

Существенные отличия от православия имеются в Римской католической церкви и в области культа.

Западная церковь признает те же таинства, что и православная, монофиситская и несторианская: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак, соборование (елеосвящение). Причем данный состав первоначально оформился именно на Западе: уже в XII в. мы встречаем указание на перечисленные выше таинства в сочинениях Петра Ломбардского, тогда как у восточных богословов вплоть до XIII в. к таинствам относили и посвящение в монашество. Католики не считают все таинства равнозначными и придерживаются несколько отличных от православной церкви правил в их совершении.

Крещение производится не троекратным погружением, а окроплением. Миропомазание совершается не вслед за крещением, как в православной церкви, а в возрасте 7- 12 лет. Данному таинству, называемому в католицизме конфирмацией , придается особое значение, а потому - его совершение признается исключительной прерогативой епископа. Для причащения католики используют в отличие от православных незаквашенный, пресный хлеб (облатки ), что по их представлениям символизирует чистоту и непорочность природы Христа. При этом начиная с XIII в. на Западе стали практиковать причащение одним лишь хлебом, в отличие от клира, причащавшегося и хлебом и вином. В этом проявляется характерное для католицизма представление о наличии значительной дистанции между церковью и обществом, несовершенстве и ущербности мирского существования. Не случайно поэтому одним из лозунгов ранних реформационных движений, требовавших равноправия прихожан и клириков было причащение «под обоими видами» (sub utraque specie - отсюда название данного течения в Реформации: «утраквисты»). Хотя Второй Ватиканский собор (1962-1965) разрешил причащение мирян хлебом и вином, во многих католических церквах оно до сих пор совершается «под обоими видами». Для совершения таинства покаяния католики используют особую исповедальную камеру, в которой священник отделен от прихожанина непрозрачной тканью. То, что исповедуемый и исповедующий не видят друг друга, снимает, по мысли католиков, известное психологическое напряжение, неизбежное в процессе покаяния. Совершение остальных таинств, помимо незначительных сугубо ритуальных отличий, происходит примерно так же, как и в православной церкви.

К числу прочих, менее значимых культовых отличий католицизма следует отнести:

признание единственным литургическим языком латыни (хотя Второй Ватиканский собор разрешил использование национальных языков);

совершение крестного знамения открытой ладонью слева направо;

использование при богослужении органной музыки;

допущение в интерьере храма объемных изображений;

позволение прихожанам сидеть во время богослужения.

Александрийские обряды .
Копты-католики и эфиопы-католики придерживаются обряда, восходящего к александрийской традиции. Во главе католиков коптского обряда стоит католический коптский патриарх Александрийский, и в 1990 их насчитывалось ок. 170 000. Католиков эфиопского обряда, возглавляемых собственным архиепископом в Аддис-Абебе, в 1990 насчитывалось ок. 120 000 человек.
Антиохийские обряды. Три значительных группы католиков в своей религиозной практике придерживаются западносирийских обрядов, восходящих к антиохийской традиции. В результате унии сиро-яковитов с Римом в 1782 возник сирийский обряд. Во главе католиков сирийского обряда, в 1990 насчитывавших ок. 100 000, стоит католический сирийский патриарх Антиохийский, кафедра которого находится в Бейруте. Мар-Иваниос, яковитский епископ в юго-западной Индии, в 1930 стал католиком; его примеру последовали тысячи яковитов, которые в 1932 получили статус католиков маланкарского обряда. Резиденция их архиепископа находится в Тривандре, и в 1990 их насчитывалось ок. 300 000.

Католики маронитского обряда свое происхождение ведут из древней Сирии. Некогда св. Марон (ум. 410?) основал в Северной Сирии монастырь, монахи которого сыграли важную роль в христианизации местного населения и строительстве церкви, что превратилось в нелегкую задачу после мусульманского завоевания Сирии в 7 в. По преданию, первый маронитский патриарх был избран в 685. В 8 и 9 вв. маронитская община постепенно переселилась из Северной Сирии в Ливан. Марониты почти не поддерживали связей с другими христианами, и их вероучение имело видимый монофелитский уклон, что объяснялось их неосведомленностью о решениях III Константинопольского собора. Когда в Ливан пришли крестоносцы, марониты вступили в контакт с западными христианами. в 1180–1181 марониты признали папу Александра III. Они оставались католиками в преимущественно мусульманском окружении и хотя говорили на арабском языке, составляли особое национальное меньшинство и имели собственные традиции. В настоящее время марониты играют заметную роль в политической жизни Ливана. В литургии и уставе маронитов заметно влияние латинского обряда. Во главе маронитской церкви стоит маронитский патриарх Антиохийский, резиденция которого находится в окрестностях Бейрута. В 1990 насчитывалось ок. 2 млн. маронитов в Ливане, других странах Ближнего Востока и среди ливанских эмигрантов по всему миру.

Восточносирийские обряды.
К католикам восточносирийских обрядов относят католиков Халдейской и Малабарской церквей. Халдейская католическая церковь возникла в 1553, когда в Несторианской церкви произошел раскол и одна ее часть признала власть папы Римского. В 1990 к ней принадлежало ок. 600 000 верующих. Большинство из них проживает на территории Ирака, где они составляют самую многочисленную христианскую общину. Христиане Несторианской церкви в юго-западной Индии, которые стали католиками в 16 в., именуются католиками малабарского обряда. Малабарская литургия и церковный обиход носят печать сильного латинского влияния. Во главе малабарских католиков стоят архиепископы Эрнакуламский и Чанганачерийский, и в 1990 эта церковь насчитывала ок. 2,9 млн. членов.

Армянский обряд .
Уния армянских христиан с Римско-католической церковью существовала с 1198 по 1375. Начало этой унии было положено во время крестовых походов, когда армяне стали союзниками латинян в борьбе против мусульман. Современный армянский обряд возник в 1742. Армянские католики, особенно бенедиктинские монахи-мехитариты, внесли заметный вклад в армянскую культуру, они издавали книги и учреждали школы. Во главе католиков армянского обряда стоит патриарх Киликийский, резиденция которого находится в Бейруте. В 1990 их насчитывалось ок. 150 000 в различных странах Ближнего Востока.

Это сообщение отредактировал Neko - 18-03-2007 - 21:10

Венчание играет важнейшую роль в жизни представителей католической церкви. Этот христианский обряд известен с IV века нашей эры. Понятия «брак» и «свадьба», в отличие от православной традиции, фактически тождественны церемонии венчания, поэтому наряду с высокой ответственностью тех, кто решил пройти через обручение в церкви, большой строгостью отличается и подготовка к торжеству.

С точки зрения католической церкви, таинству присущи:

  • святость — связывание двух людей с Богом;
  • единство — соединение супругов в одно целое;
  • нерасторжимость — вечность брачного союза даже в загробной жизни; развод возможен в очень редких случаях.

Интересно! В христианстве семья, то есть церковный союз мужчины и женщины, называется «малой» или «домашней церковью».

Правила и условия

Чтобы достойно подготовиться к церемонии венчания, будущие супруги должны соответствовать нескольким условиям:

  • обратиться за 3 месяца до венчания к священнослужителю того прихода, где они намереваются провести брачный обряд;
  • находиться в официально зарегистрированном браке;
  • пройти специальную предбрачную подготовку.


Необходимо знать основные молитвы и обряды католической церкви:

  • «Отче наш»;
  • «Символ Веры»;
  • «К Деве Марии»;
  • евангельские заповеди;
  • 6 истин веры;
  • 5 церковных заповедей;
  • «Ангел Господень»;
  • святой Розарий;
  • порядок крещения;
  • церковные таинства;
  • приготовление дома к таинству больных;
  • 5 условий таинства примирения.

Подготовка

На первой встрече со священником молодые (их еще называют нареченными) договариваются о порядке прохождения специальных предбрачных курсов для знакомства с католическими основами брака, семьи, роли супругов в воспитании детей.

Так, католическая церковь категорически против использования любых противозачаточных средств и считает это большим грехом. Допустимым является только физиологический метод планирования рождения ребенка.

Обсуждается необходимость активного участия в жизни церкви, соблюдения христианских заповедей, приобщения детей к вере. Обычно проходит 10 таких бесед.

Интересно! В католической традиции существует обычай , то есть оповещения молодыми своих родных и близких о намерении вступить в брак.

Жених и невеста должны подготовиться и пройти таинства исповеди и евхаристии (причастия), которым предшествует соблюдение поста.

Обручение молодых разной веры

Наиболее частой является ситуация, когда оба супруга принадлежат к католической церкви. В этом случае для брака нет никаких канонических препятствий. Но бывает, что один из них является представителем другой религии. В таком случае при венчании существует ряд особенностей.

Католика и православной или протестантки

Если один из нареченных принадлежит к другой христианской конфессии (православию, протестантизму), то разрешение на такой брак дает епископ соответствующей епархии.

Важно! Католицизм также признает законным брак, совершенный в православной церкви.

Молодожены дают обещание о воспитании будущих детей в католической вере. Сведения о супружеской паре и подписи супругов под таким обещанием заносятся в специальный формуляр.

Венчание с некрещеным

Если один из супругов является некрещеным (атеистом, иудеем, мусульманином, буддистом), то есть не принадлежит к христианству, то получить разрешение епископа становится намного труднее.

Канонического запрета к такому браку не существует, но каждый случай рассматривается индивидуально.
С нареченными священнослужитель беседует о разнице культур и о возможных сложностях подобного союза. Окончательное решение остается за епископом.

Подходящее время

Таинство венчания по католическому обряду совершается практически круглый год. Сами супруги обычно предпочитают венчаться вне постных дней, однако прямого запрета на это не существует.

При вступлении в брак во время поста не следует устраивать после церемонии громкого празднования с множеством и шумным застольем.

Запреты на венчание в церкви

Совершение таинства венчания запрещено в следующих случаях:

  1. намеревающиеся вступить в церковный брак являются родственниками (отец и дочь, брат и сестра) или сводными братом и сестрой;
  2. один из возможных супругов уже состоит в церковном браке;
  3. физическая невозможность одного из супругов к выполнению супружеских обязанностей, но бесплодие не является препятствием для участия в венчании;
  4. совершение одним из супругов убийства мужа или жены ради вступления в новый брак;
  5. нареченные являются двоюродным братом и сестрой (теоретически такой союз возможен с разрешения епископа, но на практике оно выдается в исключительных случаях);
  6. один из желающих вступить в брак – священнослужитель или монах (монашка).

Даже если таинство венчания было проведено, а позже выяснились перечисленные выше обстоятельства, обряд считается недействительным.


С точки зрения католической церкви, брак нерасторжим. Отменить супружеский союз может только смерть одного из супругов. В католической церкви, в отличие от православной, не существует возможности развенчания. После развода (без проведенного ранее венчания) необходимо предоставить свидетельство о расторжении брака.

Документы

На первую встречу со священнослужителем перед подготовкой к церемонии будущие супруги должны принести следующие документы:

  • паспорт;
  • свидетельство о крещении;
  • свидетельство о браке.

Последним документом, который выдается после завершения подготовки, является свидетельство о прохождении специальных курсов для новобрачных.

Церемония в костеле

Не существует строго регламентированного порядка обряда, единого для всех епархий. Он может отличаться в зависимости от местности и священника, который проводит венчание. Однако ряд характерных деталей все же существует.

Обряд проводит священнослужитель. В особенных случаях его может заменить благочестивый мирянин.

Начало

Обычно церемония венчания проводится в костеле. Как правило, невесту к алтарю подводит отец или другой мужчина, взявший на себя обязанность заботы о ней (дядя, старший брат). За ними идут маленькие девочки, которые разбрасывают цветочные лепестки из корзины. В это время жених со свидетелями и остальными гостями ожидает свою будущую супругу в храме.

Реже молодожены заходят в костел вместе, держась за руки. Невеста не обязана надевать свадебное платье, а жених – костюм. Требуется лишь соблюдение опрятности, соответствующей торжественности таинства. У алтаря нареченные стоят или сидят на специальных стульях с подушечками.

Католическая традиция предполагает обязательное участие свидетелей (до трех человек с каждой стороны). Свидетели могут принадлежать к любой христианской конфессии. Подружки невесты часто одеты в одинаковые платья. Особая роль отводится маленькой девочке из числа приглашенных, которую наряжают в свадебное платье. Она символизирует чистоту, непорочность и духовность будущего брачного союза.

Литургия


Церемонии венчания предшествует литургия, после которой священник читает небольшие фрагменты из Библии и произносит проповедь, посвященную важности церковного брака, роли каждого из супругов в семье, необходимости внимательного воспитания детей.

Затем происходит беседа венчающихся со священнослужителем, во время которой он задает будущим супругам вопросы о наличии каких-либо препятствий для вступления в брак:

  • Пришли ли вы в храм добровольно, и является ли ваше желание вступить в законный брак искренним и свободным?
  • Готовы ли вы хранить верность друг другу в болезни и здравии, в счастье и в несчастии, до конца своей жизни?
  • Имеете ли вы намерение с любовью и благодарностью принимать детей, которых пошлет вам Бог, и воспитывать их согласно учению церкви?

Эти вопросы позволяют удостовериться в искреннем и свободном желании молодых, их христианском взгляде на таинство венчания и семейные узы.

Клятвы и обручение


Если молодые ответили на все вопросы утвердительно, священник просит Святого Духа снизойти на супругов. Они подают друг другу руки, которые священник связывает между собой ленточкой. Затем молодожены, стоя лицом к лицу, читают супружеские клятвы, дают обет верности. Сначала это совершает жених, следом за ним – невеста. Часто они дополняют их своими словами о любви, благодарности родным и близким.

Интересно! Ранее в католической церкви существовал обычай украшать ворота храма металлическими звенящими предметами для привлечения удачи будущей семье.

После клятвы главный свидетель жениха подает ему обручальные кольца, жених надевает кольцо на безымянный палец невесте, а она – жениху. Священник произносит молитву «Отче наш», Заступническую молитву и благословляет новобрачных. Новоиспеченные супруги расписываются в учетной церковной книге.


Обручальные кольца не являются обязательным атрибутом венчания в католичестве. При их наличии священнослужитель проводит обряд освящения. Кольца – это дополнение к самой церемонии, которое символизируют верность молодоженов и получение ими благодати.

В большинстве католических стран: Франции, Словении, Хорватии, Чехии, Италии, Словакии, — кольцо традиционно принято носить на безымянном пальце левой руки. На правой руке обручальное кольцо носят в Польше, Австрии, Испании, Аргентине.

Все таинство венчания занимает по продолжительности около получаса.

Полезное видео

— одно из самых красивых, важных и нежных таинств. Чтобы наглядно представить себе всю красоту католического обряда, посмотрите короткое видео:

Заключение

Церемония венчания в жизни верующих католиков занимает особое место, ведь она проводится единственный раз в жизни. Знание всех принятых традиций позволяет провести это таинство в соответствии с церковным каноном и сделать его особенным. В католичестве также принято торжественно отмечать первую годовщину брака. Супруги принимают участие в литургии, совершают таинство евхаристии и заново произносят свои обеты.

© 2024 angelsskin.ru
Чистая кожа - Медицинский портал