Согласно теории буддизма, можно сказать, что состояние нирваны - это ощущение свободы, покоя и блаженства. Чувство индивидуальности, растворённое в целом, не поддаётся словесному описанию, доступному в жизни обыкновенного ума. В объективном смысле понятие подвластно определению так же, как ощущается аромат цветка, изображённого на бумаге.
Согласно буддизму, нирвана - это высшая конечная цель любого существа и человека. Нир означает "отрицание", вана - "соединение, обеспечивающее переход из одной жизни в другую". Таким образом, состояние нирваны - это бытие человека, свободное от циклов рождения по причине исчезновения страданий, привязанностей и желаний.
Нирвана характеризуется состоянием просветления, достигнутым при жизни, когда физическое восприятие продолжает формировать существование человека, а также состоянием после смерти, когда утрачиваются пять видов земных привязанностей.
Душа, достигающая просветления, - это неверный подход к определению понятия нирваны в буддистском учении. Истинный путь к состоянию нирваны - это освобождение от иллюзии собственного я, а не от страданий. Сторонники учения сравнивают просветление с угасанием огня, прыгающего с фитиля на фитиль. И, если пламя исчезает, неизвестно где оно горит в настоящем времени.
Нирвана - это состояние счастья, сознания без объекта, освобождения от всех зависимостей, доступное каждому. Просветление не относится к субъективному состоянию, но объединяет в себе возможности субъективного и объективного.
Высшая нирвана - состояние души Будды, или паринирвана, имеет такие синонимы, как амата, амарана, нитья, ачала, то есть вечная, бессмертная, недвижимая, неизменная. Святой может приостановить переход в нирвану, чтобы способствовать приближению к ней других, пребывая в состоянии ожидания.
Благодаря духовным школам в буддизме известно множество терминов высших состояний, синонимичных нирване с каким-либо доминирующим аспектом: мокша, состояние абсолюта, собственная сущность, абсолютная реальность и множество прочих.
Три пути следования в состояние нирваны:
Достигнуть состояния нирваны очень нелегко, это удаётся немногим избранным.
Для людей естественно стремиться, мечтать, преодолевать сложности. Иллюзия состоит в том, что человек верит в счастье исполнения желания, но всё бывает условно. В итоге жизнь превращается в погоню за изменчивыми мечтами, а душа не ощущает себя счастливой.
К сознанию относится свойство осознавать - понимать происходящее и своё состояние, что связано с мыслительными способностями. Но если исчезнет мышление, что останется? Человек будет воспринимать, но перестанет анализировать.
Для него словно стирается прошлое и будущее, остаётся только настоящее, что происходит в текущий момент. Если нет мыслей, то нет и ожиданий, переживаний, стремлений. При этом человек обретает способность видеть своё эго, думающее я и отличать свою духовную часть, монаду, суть, дух, наблюдающий за душой со стороны.
Нирвана - это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка - само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.
Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.
Нирвана - это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.
Состояние просветления очень приятно испытывать. И человек при этом не уподобляется программе с блаженным выражением лица. У него в памяти остаются представления о земной жизни, но они перестают доминировать над ним, оставаясь на грани физического процесса. Для глубинной сути обновлённой личности любое занятие не отличается от остальных. Внутри человека царит покой, а его дух обретает совершенную жизнь.
Достижение состояния нирваны в буддизме связано с обретением чистоты от умерщвления эгоистичной природы без усилий, а не её подавлением. Если аморальные стремления были сдержаны и ущемлены, то они вновь проявятся при первой возможности. Если же ум освобождается от эгоистичных побуждений, соответствующие психологические состояния не возникают, и чистота не требует усилий.
Различают уровни изменения на пути следования к нирване, которые характеризуются степенью последовательной утраты эго и преобразованием сознания после выхода из нирваны. С каждым входом происходит пробуждение, а с изменениями - освобождение, избавление от природы эго.
Уровни и характеристика состояния:
Освободившийся от социальной обусловленности, концепции реальности, страданий, привычек, гордости, отказавшийся от получения выгоды, славы, удовольствия, стремлений обретает любовь, сострадание, альтруизм, невозмутимость, чистоту побуждений. Для архата реальность воспринимается основанной на благородных истинах, безличности и а счастье и страдание - как две формы одного состояния.
Осознавая пройденный путь к просветлению, медитирующему становится доступен новый взгляд на свою сущность: он обнаруживает, что "эго" никогда ему и не принадлежало.
Истинного на несравненном пути высшего мира». Любая попытка овеществить духовное содержание существования в предмете, символе , ритуале, слове демонстрирует желание схватить и удержать мимолетное ощущение смыслонасыщенности человеческой жизни. И... «Осененный истиной», «Тот, кому открыты все законы мироздания», «Достигший Нирваны ». Нирвана (санскр.) - угасать, как светильник или как солнце на закате. Нирвана трактуется как конечное освобождение, особое состояние духа, преодоление земных страстей...
https://www.сайт/psychology/16959
Своей вершины в Тибете. Тибетские буддисты полагают, что любые состояния сознания, отличные от чистой Нирваны , представляют собой отражения ограниченной иллюзии самосознания. Основным документом этой традиции служит "Тибетская Книга Мертвых", ...). Алькинди также отстаивал действенность магических формул и слов: "Многими опытами мудрецы доказали, что знаки и символы , с должным намерением и торжественностью начертанные рукой человека на различных материалах при соблюдении должного места, времени...
https://www.сайт/psychology/177
Относительного состояния и пытаемся попасть в абсолютное состояние. Вот что мы имеем в виду под сансарой и нирваной, причем нирвана - переживание истинного знания подлинной природы дхарм, то есть пустоты, - называется также состоянием Дхармакайи. Такова точка зрения... символизируют пять скандх и пять дхьяни-будд, а в Сутре они называются относительной и абсолютной истиной. В ваджре как символе оба этих аспекта соединяются с центральной сферой, и это напоминает нам о том, что в истинном смысле и то, ...
https://www.сайт/religion/12322
Махаяне - к их числу относятся ученики и ближайшие последователи Шакьямуни. Пратьекабудда - дословно «будда для самого себя». Он достиг нирваны и спас самого себя, но проповедью учения с целью спасения других не занимается. Их, как и будд, может быть неограниченное... маленького отростка это священное дерево. Вторым по популярности растением можно назвать лотос. Он считается символом чистоты, духовного просветления, сострадания. Все высшие персонажи пантеона изображаются сидящими на цветке лотоса, ...
https://www.сайт/religion/12989
... – Эра Калиюги, - Четвертый, Черный или Материальный, или Железный Век - наш настоящий период; 543г. до н.э. – эра Нирваны , - предполагаемая дата ухода с этого Плана Бытия Шакьи Муни, - Будды - Пробудившийся Полностью, Просветленный, Мудрый. 127 г. до... (ок. 22 июня) и Зимнего Солнцестояния (ок. 22 декабря - asa nišini – т.е. сидя в золе, – символ Красной, Огненной Земли, - Предвечной Материи). Месяцы устанавливаются по мере продвижения Года. Важнейшая задача такого Календаря установить, что...
https://www.сайт/religion/19039
Квадрат, созданный сдвигом, - небо, нижний квадрат – земля. На небе видны планеты (семь основных – символ архангелов) и звезды (символы ангелов). Солнце во всех религиях символизирует Бога, Луна влияет на жизнь людей. Если пронумеровать по порядку... он не живой, как камни, физический план бытия. Плутон нольмерен как невидимка, свернутое в точку пространство, шуньята, нирвана , ничто, скрывающее в себе бытие. Сатурн, физический мир, объективно трехмерен, Юпитер, эфирный мир – четырехмерен, Марс, ...
https://www..html
... – он ни занимал. Можно только в результате постоянного духовного совершенствования выйти на сверчеловеческие уровни Бытия и, достигнув Нирваны , разорвать круг бесконечных перевоплощений («колесо сансары»), что и является на нынешнем уровне духовного развития «Homo sapiens» ... Может быть, даже такая возможность предполагает присутствие в мире Зла, страдания, негаций, смерти как концентрации и символа всех негаций?! Если это так (что обычно, конечно, отрицается), то Периферия Бытия (а, следовательно, ...
санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).
Отличное определение
Неполное определение ↓
санскр. nirvana - угасание), в буддийской культурной традиции - состояние сознания наивысшего уровня развития. Чело-P.GS, достигший состояния нирваны, становится, тем самым, Буддой - просвященным. Состояние нирваны невозможно описать в терминах человеческой культуры. Оно противоположно «сансаре» - такому развитию сознания, которое предполагает продолжение страдания и дальнейшие воплощения души. Правильная сансара ведет к нирване. Положительно нирвана означает достижение состояния абсолютной свободы, покоя и блаженства. В нирване угасает совершенствующаяся сансара, прекращается цепь перерождений - воплощений, человек прикасается к вечному существованию. Нирваны можно достичь при жизни, но в совершенной форме она достигается после смерти. Будды, достигшие нирваны, не в состоянии возвращаться в состояние сансары. В то же время известны идеи «живых воплощений» - будд, которые в переломные исторические моменты приходят к людям, чтобы выступать Духовными вождями. Такие воплощения (бодхисатвы) способствуют прогрессу культуры, который не могут обеспечить обычные люди, поскольку им не дана полная картина происходящего, они не знают действительной цели исторических событий. В различных культурах существуют представления о невидимой для простых людей духовной Родине - стране Шамбале, которая населена духовными существами уровня нирваны. В славянской культуре это страна «Беловодье». В некоторых учениях (махаяна) различается несколько уровней нирваны по степени совершенства. Так, в традиции махаяны самым высоким уровнем развития обладают бодхисатвы, которые достигают не только высшего уровня просветления и свободы, но и в состоянии «путешествовать в измерениях». Например, они могут из духовной формы непосредственно переходить в физическую (сохраняя осознание о прошлых воплощениях и об астрально-духовном мире).
В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное приспособление к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд ли большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более «продвинутых» - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.
В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании (идея тождества нирваны и сансары).
Отличное определение
Неполное определение ↓
Четыре благородных истины, можно сказать, составляют суть буддизма и рассказывают, что нужно делать со страданиями людей. Эти истины гласят, что жизнь живых существ полна различных страданий, и эти страдания имеют начало (причину) и конец, и вы можете достичь нирваны, чтобы прекратить эти страдания. Благородный восьмеричный путь подробно описывает, что необходимо делать для достижения нирваны. Иными словами, Четыре благородных истины описывают болезнь человеческого существования, а Восьмеричный путь дает рецепт, позволяющий исцелиться. Понимание истин и прохождение пути позволит вам достичь мира и счастья в этой жизни.
Часть 1
Как следовать Благородному восьмеричному путиРегулярно медитируйте. Медитация является ключом к работе ума и позволяет приблизиться к нирване. Медитация должна стать частью вашей повседневной жизни. Вы можете учиться медитировать самостоятельно, но учитель всегда направит вас и позволит овладеть техникой правильно. Можно медитировать в одиночестве, но медитация в группе под руководством учителя принесет бо льшие плоды.
Практикуйте правильное воззрение. Буддийские учения (то есть Четыре благородных истины) можно назвать линзой, через которую вы должны смотреть на мир. Если вы не можете принять учение, то вы не сможете достичь нирваны. Правильное воззрение и правильное понимание - это основа пути. Смотрите на мир реалистично, а не так, как вам хотелось бы его видеть. Вы должны стремиться познать реальность полностью, через линзу объективности. Это требует от вас исследования, изучения и познавания.
Имейте правильные намерения. Нацельтесь на то, чтобы развивать в себе поведение, соответствующее вашей системе убеждений. Действуйте так, словно вся жизнь заслуживает сострадания и любви. Это должно относиться как в вам самим, так и к остальным живым существам. Отвергайте эгоистичные, жестокие или ненавистные мысли. Любовь и ненасилие должны быть вашим главным принципом.
Следите за правильной речью. Третий шаг - это правильная речь. Практикуя правильную речь, вы не должны лгать, распространять клевету, сплетни или говорить грубо. Говорите только добрые и правдивые слова. Ваши слова должны вдохновлять и радовать других. Знайте, когда нужно промолчать и ничего не говорить - это очень важно.
Правильно ведите себя. Ваши действия зависят от того, что в вашем сердце и уме. Относитесь к себе и к другим людям доброжелательно. Не портите жизнь и не крадите. Живите мирной жизнью и помогайте другим жить также. Будьте честны, взаимодействуя с другими людьми. Например, не обманывайте и не вводите других в заблуждение, чтобы получить желаемое.
Выбирайте правильный образ жизни. Выбирайте профессию или деятельность в соответствии со своими убеждениями. Не выполняйте работу, которая причиняет вред другим людям, связана с убийством животных или с обманом. Продажа оружия или наркотиков, работа на скотобойне не согласуются с правильным образом жизни. Какую бы работу вы ни выбрали, вы должны выполнять ее честно.
Практикуйте правильные усилия. Прикладывайте правильные усилия ко всему, что делаете, чтобы добиться успеха. Избавьте свой ум от негативных мыслей и сконцентрируйтесь на положительных мыслях. Делайте все с интересом (учитесь в школе, делайте карьеру, дружите, занимайтесь хобби и так далее). Постоянно практикуйте позитивное мышление, поскольку это не всегда происходит естественным образом. Это подготовит ваш ум к практике осознанности. Вот четыре принципа правильных усилий:
Практикуйте осознанность. Осознанность позволяет видеть реальность и вещи такими, какие они есть. Четыре основы осознанности - это созерцание тела, чувств, состояний ума и явлений. Когда вы осознанны, вы находитесь в настоящем моменте и открыты любому опыту. Вы сконцентрированы в настоящем, а не в прошлом или в будущем. Будьте внимательны к своему телу, своим чувствам, своим мыслям, своим идеям и всему, что вас окружает.
Фокусируйтесь на своем уме. Правильное сосредоточение - это способность концентрировать свой ум на одном объекте и не отвлекаться на посторонние влияния. Прохождение всего пути позволит вам научиться концентрироваться. Ваш ум будет сфокусирован и не будет наполнен стрессом и тревогой. У вас будут хорошие отношения с собой и со всем миром. Правильная концентрация позволяет вам ясно видеть, то есть видеть истинную суть.
Часть 2
Как достичь нирваны в повседневной жизниПрактикуйте любящую доброту (метта бхавана). "Метта" означает неромантическую любовь, доброту и дружелюбие. Эти чувства приходят из сердца, и их можно взращивать и практиковать. Обычно практика включает в себя пять этапов. Если вы новичок, постарайтесь уделить каждому этапу по пять минут.
Практикуйте осознанное дыхание. Этот тип медитации научит вас концентрироваться и фокусироваться на своих мыслях. С помощью этой медитации вы научитесь практиковать осознанность, расслабляться и избавляться от тревоги. Сядьте в удобное для вас положение. Спина должна быть прямой и расслабленной, плечи - расслаблены и слегка откинуты назад. Положите руки на подушку или на колени. Когда вы найдете удобное и правильное положение, начните практику. Она состоит из нескольких этапов. Уделите каждому этапу хотя бы по 5 минут.
Поддерживайте и воодушевляйте других. Конечная цель буддизма - достижение внутреннего мира и разделение этого опыта с другими людьми. Достижение нирваны будет полезным не только для вас, но и для всего мира. Вы должны стать источником поддержки и вдохновения для других. Это очень просто - как обнять и поддержать кого-то в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным. Если человек важен для вас или делает вам что-то хорошее, расскажите ему о своих чувствах. Пусть люди знают, как вы им благодарны и как цените их. Если у кого-то был неудачный день, выслушайте, дайте возможность этому человеку выговориться.
Помните о сострадании к людям. Ваше счастье напрямую связано со счастьем других людей. Проявление сострадания дарит радость всем людям. Практиковать сострадание можно по-разному:
Помните об осознанности. Практикуя осознанность, вы должны уделять внимание тому, что вы думаете и чувствуете в настоящий момент. Осознанность нужно практиковать не только во время медитаций, но и в повседневной жизни. Например, будьте осознаны во время приема пищи, когда принимаете душ или одеваетесь. Начните с того, чтобы практиковать осознанность во время одного определенного вида деятельности, фокусируясь на ощущениях в своем теле и на дыхании.
Часть 3
Четыре благородных истиныОпределите страдания. Будда описывает страдания иначе, чем мы привыкли о них думать. Страдания являются неотъемлемой частью жизни. Дукха - это истина, гласящая, что все живые существа страдают. Мы привыкли описывать словом страдания такие состояния, как болезнь, старение, травмы, физическую или эмоциональную боль. Но Будда иначе описывает страдания: он описывает их как, главным образом, невыполненные желания и тягу (привязанность) к чему-либо. Желания и привязанности являются причиной страданий, потому что люди редко чувствуют себя удовлетворенными или довольными. Как только одно желание оказывается удовлетворено, появляется новое желание, и это порочный круг.
Нирвана (санскр. — угасание, прекращение, исчезновение) — в дхармических религиях : конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий; свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, состояние совершенного духовного познания. Состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека. Нескончаемый покой, полнота сверхличной жизни, слившейся с жизнью Вселенной, понимаемая через самоё себя при неотклонимом сохранении особенности. Достигнув нирваны, человек начинает сознавать себя во всём сущем и всё сущее внутри себя.
В брахманизме и индуизме нирвана понимается какслияние с Брахмой.
В буддизме нирвана:
Принципно принято различать 3 вида нирваны:
Согласно учению Будды, невзирая на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в каком мучения больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме нередко обозначается понятием амата, абсолютного духовного заслуги, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.
Сутра-питака охарактеризовывает нирвану как «освобождённый разум (читта), не имеющий более привязанностей». Разум более не идентифицируется с парадоксами бытия, он становится непреходящим, нескончаемым, тем становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание неведения (авидьи), погружающего разум в нескончаемую вереницу перерождений, зависимого существования (сансару). В серьезном смысле нирвана не является любым местом либо состоянием, это — постижение бесспорной правды.
Ведущие буддийские направления по-разному толкуют это важное для первой мировой религии понятие. В тхераваде (хинаяне) нирвана — выход из круга перерождений (сансары) и переход в полное небытие. Будда Шакьямуни как раз и был первым из людей, который обрел нирвану. Исходя из убеждений тхеравады, нирвана — это приведение в состояние покоя дхарм, «волнение» которых конституирует то, что на уровне обыденного («непросветленного») сознания воспринимается как живое существо. Это достигается, согласно четвертой «благородной истине», следованием «благородному восьмеричному пути».
В тхераваде различают два вида нирваны:
Тхеравада построила противопоставление нирваны и сансары в ранг основной трудности обретения освобождения. Данное противопоставление считается определяющим конечную цель существования, состоящую в избежании страданий сансары и достижении освобождения через нирвану. Но, в отличие от махаянистских школ, тхеравада не считает двойственность нирваны и сансары преодолимой, два этих контраспекта результативны всегда и для всех, включая Будду и архатов.
Как показательный пример этой двойственности, часто приводится история Будды до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже достигнул нирваны, однако был также и в сансаре, ибо был воспринимаем органами эмоций окружающих.
Понятие нирваны (как и многие другие и, сначала, представление о Будде) было кардинально переосмыслено в махаяне . В согласовании с доктринами махаяны, нирвана сначала рассматривалась как контраспект сансары, составляя с последней единую действительность. Позднее, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре. Нирвана тут уже не небытие, а, напротив, самое совершенное бытие, состояние, в каком пребывает Будда (Будда). Будда же в собственном базовом методе бытия — «теле Дхармы» — вечен, вездесущ, всеобъемлющ и вроде бы пронизывает все сущее своими свойствами. Отсюда делался вывод, что хоть какой человек вначале наделен «природой» Будды, а как следует, может пребывать в нирване. Это важное положение учения махаяны об освобождении формулируется как «сансара есть нирвана».
Религиозная практика в махаянистских школах направляется на постижение и реализацию человеком собственной изначальной природы, что подразумевает и обретение нирваны. Правда, не все школы допускали возможность подобного прозрения всеми в отсутствие исключения людьми, а именно, в этом отрешалось различного рода грешникам.
Источники:
Дополнительно на сайт о религии:
Что такое нирвана?
Нирвана (санскр. — угасание, прекращение, исчезновение) — в дхармических религиях: конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий; свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, состояние совершенного духовного познания. Состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека. Нескончаемый покой, полнота сверхличной жизни, слившейся с жизнью Вселенной, понимаемая через самоё себя при неотклонимом сохранении особенности. Достигнув...