Такое средство передвижения является прекрасной. Особенности механических автотранспортных средств: классификация и характеристика


Времена больших автомобилей с большим мотором, сжигающим огромное количество топлива, прошли. Сейчас в моде компактные и экономные виды транспорта, некоторые из которых вообще можно возить с собой в рюкзаке. И сегодня мы расскажем про 7 самых запоминающихся миниатюрных средств передвижения .


Impossible – это идеальное персональное транспортное средство для жителей больших городов. Этот электрический скутер позволяет комбинировать разные виды частного и общественного транспорта в течение одного дня. В отличие от велосипеда или других мопедов, Impossible можно заносить в метро, автобус или трамвай, не боясь при этом наткнуться на отпор контролеров и упреки пассажиров.



Дело в том, что электроскутер Impossible легко помещается в обычном рюкзаке. Его можно сложить и разложить в течение нескольких секунд. А весит это транспортное средство всего 5 килограммов. Но, несмотря на свои малые размеры, Impossible может перевозить людей весом до 85 кг.



Impossible обладает литиево-ионным аккумулятором, который позволяет проехать на одной полной зарядке батарей примерно 25 км. При этом скутер можно разгоняться до скорости 20 километров в час.



– это еще один компактный электроскутер для поездок в пределах большого города, когда человеку необходимо в течение дня многократно пересаживаться с одного вида общественного транспорта на другой, а также ходить пешком.



Trikelet позволяет избавиться от пеших прогулок на большие расстояния, он легко довезет владельца до ближайшей станции метрополитена или остановки автобуса, после чего хозяин этого скутера может быстро сложить свое персональное транспортное средство и взять его с собой в салон.



Ведь в сложенном виде Trikelet настолько компактен, что может поместиться на багажной полке в вагоне электрички или в рюкзаке владельца. Правда, весит этот электроскутер заметно больше, чем упомянутый выше Impossible, - двенадцать килограммов.



Китайский фермер He Liangcai, в качестве хобби занимающийся инженерным делом, создал компактный , которому даже рюкзака для переноски не нужно, ведь это транспортное средство само является чемоданом.



Этот электроскутер является интегрированной частью сумки для путешествий. Его можно использовать как для передвижения по городу, так и для поездок внутри больших помещений – торговых центров, терминалов крупных аэропортов и прочих просторных зданий. Но при этом чемодан все еще можно использовать по прямому назначению – в нем достаточно место для хранения и перевозки одежды и других личных вещей.



Чемодан-скутер без вещей внутри весит 7 килограммов. Он может проезжать до 50 км, развивая при этом скорость максимум 20 километров в час. Это отличное транспортное средство для людей, которые много путешествуют и потому устали бесконечно передвигаться пешком с чемоданом в руке или за плечами.



– это, пожалуй, самый известный в мире пример интеграции сумки и транспортного средства, но мы никогда не устанем про него рассказывать. Речь идет об обычном рюкзаке для путешествий, в который встроен самокат.



Этим и ценен Gig Pack. Ведь данное транспортное средство значительно ускоряет среднюю скорость передвижения туриста, но при этом оно совершенно не зависит от уровня заряда аккумуляторов – человек может проехать ровно столько, на сколько у него хватит физических сил.



Рюкзак-самокат Gig Pack может выдержать человека весом до 90 килограммов. В нем есть защищенное отделение для ноутбука, а колеса в этом транспортном средстве сделаны из прочной резины, что значительно повышает его проходимость.



Onewheel – это необычное электрическое транспортное средство, которое дает человеку ощущение настоящего полета. В отличие от других скейтбордов, оно обладает не двумя и не четырьмя колесами, а всего одним.



Но электрический мотор и интеллектуальная система балансировки Onewheel позволяет человеку буквально парить в пространстве, не отрываясь ногами от доски. Ему не нужно отталкиваться при езде ногой от асфальта – доска сама несет его вперед, достаточно лишь выбирать направление движения, а делать это на Onewheel также интуитивно просто, как и на популярном электроскутере Segway.



Onewheel может передвигаться со скоростью 20 километров в час, проезжая на одном полном заряде батарей до 10 км. Скорость зарядки аккумуляторов – от 20 минут (80 процентов емкости) до двух часов (полная зарядка).



Solowheel – это еще одно одноколесное электрическое средство передвижения. Но, в отличие от упомянутого выше Onewheel, речь идет не об аналоге скайтборда, а о скутере. Правда, от мопеда у Solowheel осталось разве что колесо, да и то, одно.



Но в это колесо Solowheel встроено все, что нужно человеку для передвижения по городу. Это и две платформы для ног, и электрический мотор, и аккумулятор, и интеллектуальная система управления. Держать равновесие на Solowheel так же легко, как и на Segway. Но этот скутер имеет куда меньше масштабы и стоимость.



Одноколесный электрический мопед Solowheel имеет 43 сантиметра в диаметре и 13 см в ширину. Он весит всего 9 килограммов, а для удобства переноски с места на место это транспортное средство обладает встроенной сверху удобной ручкой.



Solowheel может проехать на одном заряде аккумуляторов до 19 километров. Его батареи можно полностью зарядить всего за сорок пять минут. Стоимость этого транспортного средства начинается от 1495 американских долларов.
Boosted Boards – это скейтборд, который и выглядит, как настоящий скейтборд. Но в отличие от своего оригинального предшественника, данное транспортное средство не обязательно приводить в движение за счет ног человека, ведь Boosted Boards обладает встроенным электрическим мотором.



За счет электродвигателя доска Boosted Boards может ехать самостоятельно не только по горизонтальным поверхностям, но даже под легким уклоном вверх. Это отличное средство передвижения не только для ленивых скейтбордистов, но и для тех, чья профессиональная деятельность связана с постоянными разъездами по городу, к примеру, курьеров, почтальонов или разносчиков пиццы.



Boosted Boards может разгоняться за счет силы электрического двигателя до скорости 30 километров в час и проезжать на одном заряде батарей до 10 км. Но и после полной разрядки аккумуляторов доску Boosted Boards можно продолжать по-старинке приводить в движение за счет силы ног человека на ней.


Японский рисунок (1899), показывающий различные способы перемещения

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта - создание системы контейнерных перевозок, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе было намечено создать девять таких коридоров; из них два проходят через Россию : Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса . Крупнейшими контейнерными морскими портами мира являются Сингапур , Гонконг и Шанхай .

Возрастает роль грузовых авиаперевозок. Авиацией перевозятся скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон , свежая рыба для японских ресторанов в Париж), срезанные цветы, а также электроника, детали и узлы машин .

Пассажирский транспорт

Основная часть мирового пассажирооборота (около 80%) приходится на автомобильный транспорт, на долю железнодорожного и авиационного транспорта приходится примерно по 10% .

Краткая характеристика видов транспорта

Водный

Грузовое речное судно

Судоподъёмный лифт

Водный транспорт осуществляет перевозки по водным путям, в том числе речной транспорт по внутриматериковым водоёмам, морской транспорт по океанам и морям. Если не учитывать стоимость создания и поддержания водных путей, водный транспорт дешевле, хотя и медленнее автомобильного и железнодорожного. Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль, он выгоден при массовых перевозках сырьевых грузов, например, угля , нефти , руды или зерна . По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы - строительные материалы, уголь, руду - перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом) . На перевозках грузов через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка).

Круизное судно

Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения - скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке . Также велика роль паромов и круизных лайнеров.

  • Транспортные средства : суда
  • Пути сообщения : Моря и океаны, реки, озёра и каналы
  • Сигнализация и управление : маяки , буи
  • Транспортные узлы : морские и речные порты

Вьючный

Средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таёжной местности с помощью вьючных животных. Применяется там, где из-за бездорожья, характера местности или состояния погоды невозможно пользоваться гужевым, автомобильным транспортом или вертолётами. Для закрепления и удержания грузов на спине животного применяются вьюки или вьючные сёдла .

Гужевой

Два вола и одна лошадь в одной упряжке

На протяжении многих веков гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. С развитием сети железных дорог (со 2-й четверти XIX века) он утрачивает своё значение для перевозок на дальние расстояния, за исключением горных районов и пустынь и районов Крайнего Севера .

Автомобильный

Автомобиль - «средство безрельсового транспорта с собственным двигателем» . Он моложе железнодорожного и водного , первые автомобили появились в самом конце XIX века . Несмотря на это, грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, и особенно автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп), успешно конкурируют с другими видами транспорта. Автотранспорт превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надёжность и своевременность доставки. Удобство транспортировки автомобильным транспортом связано с возможностью приёма и доставки груза от дверей до дверей по любым маршрутам, к каждому предприятию или жилому дому в любое время можно подъехать на автомобиле, поэтому, хотя автомобиль уступает самолёту в скорости, он наиболее удобен на расстояниях до нескольких сот километров. Автотранспорт успешно конкурирует с железной дорогой из-за отсутствия задержек на сортировочных станциях, скорости и отсутствия необходимости перегрузок .

Главные сферы применения . В основном автотранспорт эффективен при перевозке людей и грузов на короткие расстояния, в том числе:

  • развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта,
  • внутригородские перевозки,
  • перевозки грузов для торговли и строительства.

При перевозках на дальние расстояния автотранспорт наиболее эффективен при транспортировке следующих грузов:

Автомагистраль во Франции

Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей - автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.

В общественном автомобильном транспорте используются автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью свыше 8 пассажиров) . Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок - междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железными дорогами.

В крупных городах распространён автомобильный общественный транспорт с электрическим приводом - троллейбус .

По данным комитета по экологии Государственной Думы РФ , автомобильный парк России к началу 2000 года составил 27,06 млн транспортных средств; при этом в 2002 году было 590 000 000 автомобилей по всему миру. [ ]

Недостатки . Автомобильный транспорт требует хороших дорог . На всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры наносится значительный экологический ущерб. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина , вызывают кислотные дожди .

Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

  • Транспортные средства : различные типы автомобилей - легковые, автобусы, грузовые;
  • Пути сообщения : автомобильные дороги, мосты , тоннели , путепроводы , эстакады ;
  • Сигнализация и управление : правила дорожного движения , светофоры , дорожные знаки , автотранспортные инспекции;
  • Транспортные узлы : автостанции , автовокзалы , автостоянки , перекрёстки ;
  • Энергетическое обеспечение : автомобильные заправочные станции , контактная сеть ;
  • Техническое обеспечение : станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), парки (автобусный , троллейбусный), автодорожные службы.

Железнодорожный

Грузовой поезд в России

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских - самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях) [ ] . Однако коллапса железных дорог, как предсказывали многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло. В 1970 году доля около половины внутреннего грузооборота государств приходилось на железнодорожный транспорт . Железные дороги имеют много преимуществ - высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном - массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров , облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог. На сегодняшний день самой длинной протяжённостью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия.

Скоростной поезд ICE3, Германия

По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов . Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта .

Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем .

  • Транспортные средства : локомотивы и вагоны
  • Пути сообщения : Железнодорожный путь , мосты , тоннели
  • Сигнализация и управление : железнодорожная сигнализация
  • Транспортные узлы : железнодорожные станции и вокзалы
  • Энергетическое обеспечение : контактная сеть и тяговые подстанции (на электрифицированных ЖД), пункты заправки и экипировки локомотивов

Воздушный

Авиация

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту . Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты , а вертолёты , которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

  • Транспортные средства : самолёты и вертолёты
  • Пути сообщения : воздушные коридоры
  • Сигнализация и управление : авиамаяки , диспетчерская служба
  • Транспортные узлы : аэропорты

Воздухоплавание

Дирижабль В-6 «Осоавиахим» 30-е годы, СССР

В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода или дорогого инертного гелия применяется их смесь. Дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

  • Транспортные средства : аэростаты и дирижабли

Трубопроводный

Пневматический

Пневматический транспорт - «совокупность установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с помощью воздуха или газа» . Применение:

Прочие виды транспорта

Лифтовой транспорт

Элеватор

Траволатор

Канатная дорога

Фуникулёр

Транспорт, энергия и окружающая среда

Транспорт - один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов диоксида углерода , парникового газа , усиливающего глобальное потепление . Причина этого - сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов , таких как бензин , керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств. Примерно четверть всех выбросов диоксида углерода, вызванных сжиганием энергетического топлива, производит транспорт .

Среди других отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать: загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твёрдыми частицами, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, потеря городского жизненного пространства (до 50 % площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) [ ] и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли.

Экономика транспорта

С 2007 по 2014 г выручка крупнейших транспортно-логистических компаний выросла примерно на 22 %, в то же время их прибыль выросла всего на 2 % .

См. также

Примечания

  1. Введенский Б. А. Малая советская энциклопедия . - М. : Советская энциклопедия , 1960. - Т. 9. - С. 451-452.
  2. Слово «транспорт» в Словаре чрезвычайных ситуаций на dicacadimic.ru
  3. Трофименко Ю.В. , Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов. - Москва: Логос, 2013. - С. 17. - 464 с.
  4. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с. - ISBN 5-85270-160-2 : 312.00 .ТРАНСПОРТ (неопр.) . Дата обращения 18 февраля 2013. Архивировано 25 февраля 2013 года.

Повозка - транспортное средство, предназначенное для перемещения по твёрдой поверхности грузов или пассажиров с использованием силы мускулов животных или человека; движущее повозку живое существо располагается вне её.

Грузовые повозки

Телега - четырёхколёсная повозка(В Советском Союзе было двенадцать телегостроительных заводов. Самым крупным из них был завод «Смена» в Боровичах. В 1980-е годы он выпускал до двух тысяч телег в месяц, которые поставлялись во все уголки СССР.)

Арба - двухколёсная повозка

Фура - большая телега, войсковая повозка.(До второй половины XX века фурой называлась большая, длинная телега, запряжённая лошадьми или волами)

Тачка - одноосная и потому легко управляемая повозка для перемещения грузов мускульной силой(Тачка была изобретена в античной Греции. Два списка 408-407 и 407-406 гг. до н. э. упоминают «1 ящик для одноколёсного транспортного средства (hyperteria monokyklou)»)

Боевые повозки

Колесница(появились они около 2600 лет до нашей эры)

Четырёхколёсные боевые повозки своеобразной конструкции применяли хетты и гуситы.

Тачанка - использовалась во время Гражданской войны в России (название конной рессорной повозки со станковым (в основном) пулемётом, направленным назад. Известна с начала 1890-х годов.)

Специализированные повозки

Полевая кухня(В русской армии первые полевые кухни появились в 1898 году.)

Передвижная церковь(Первая православная передвижная (походно-улусная) церковь во имя Воскресения Христова была построена в 1724 г. для принявшего православную веру внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (Петра Тайшина))

На полозьях

Повозки на полозьях обычно называются санями. Наиболее известные типы саней в России:

Возок - карета на полозьях.

Розвальни - открытая повозка на полозьях, расширяющаяся в задней части.

Дровни - грузовые сани без кузова.

Пассажирские повозки

Карета - крытая повозка на рессорах.(Первые повозки на конной тяге найденные в кельтских захоронениях указывают на то, что кузов в них подвешивался на ремнях. Четырехколесные экипажи также использовались в доисторической Европе и их классическая конструкция в виде колеса и рессорной подвески использовалась с незапамятных времен.)

Дилижанс - большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.(Почтовые дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII - начале XIX века. Средняя маршрутная скорость почтовых дилижансов составляла 9-10 км/ч.)

Механические средства передвижения

В понимании современного человека слово "автомобиль" означает транспорт, который оснащен автономным двигателем (это может быть и двигатель внутреннего сгорания, электрический и даже паровой котел). Пару веков назад автомобилем называли все «самодвижущиеся повозки».

Люди пользовались механическими средствами передвижения еще задолго до изобретения автомобиля. В качестве движущей силы пытались использовать и мускулы человека, и даровые ресурсы. Вот, например, в древнем Китае были сухопутные повозки с парусами, которые приводились в движение силой ветра. В Европу такое новшество пришло только в 1600х годах, благодаря конструктору Симону Стевину.

Нюрнбергским Часовщиком И.Хаучем была построенамеханическая повозка, источником движения которой была большая часовая пружина. Одного завода такой пружины хватало на 45 минут езды. Эта повозка действительно передвигалась, однако находились скептики, которые утверждали, что внутри нее спрятаны два человека, приводящие ее в движение. Но, несмотря на это, она все-таки была куплена королем Швеции Карлом, который пользовался ею для поездок по королевскому парку.

Согласно книге, изданной в Париже в 1793 году, автором которой был Озанам, уже в течение нескольких лет по Парижским улицам ездила коляска, приводимая в движение лакеем, который нажимал на подножки, расположенные под кузовом.

В России (XVIII века) были изобретены две конструкции механических экипажей: самобеглая коляскаЛ.Л.Шамшуренкова (1752 г.) и самокатка И.П. Кулибина (1791 г.). Подробного описания самобеглой коляски не сохранилось, но известно, что ее испытания успешно состоялись 2 ноября 1752 году. По изобретению И.П. Кулибина сохранилась куда больше информации: она представляла собой трехколесную педальную коляску с маховиком и трехскоростной коробкой смены передач. Холостой ход педалей осуществлялся за счет установленного между педалями и маховиком храпового механизма. Ведущими колесами считались два задних, а управляемым – переднее. Вес коляски (вместе со слугой и пассажирами) составлял 500 кг, а развиваемая ей скорость – до 10 км/ч.

Позднее, русский изобретатель Е.И. Артамонов (крепостной слесарь Нижнетагильского завода) в 1801 году построил первый двухколесный металлический велосипед.

Эпоха паровых автомобилей

Фердинанд Вербст построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора.

Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»). В 1680 Исаак Ньютон в одном из своих трудов по механике описал экипаж, который должен был двигаться за счет реактивной силы пара. Экипаж представлял из себя телегу, оснащённую паровым котлом с соплом, через которое с помощью клапанамашинист мог стравливать пар, тем самым разгоняя телегу. Разумеется, это был лишь проект, и неизвестно, был ли он когда-либо реализован. Первым применённым на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная английским военным инженером Томасом Севери в 1698 году. Затем английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель». Это был усовершенствованный паровой двигатель Севери, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара. Попытки Ньюкомена использовать возвратно-поступательное движение поршня для вращения гребного колеса на судах оказались неудачными. Однако заслуга Ньюкомена в том, что он одним из первых реализовал идею использования пара для получения механической работы. Паровые машины Ньюкомена получили широкое распространение: к 1735 году только в Англии их было более сотни.

В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец полноразмерной машины с паровым двигателем(усовершенствованная машина Ньюкомена), известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году - «большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» - она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара. Паровая телега Кюньо (fardier à vapeur de Cugnot) имела привод на единственное переднее колесо. Однако, судя по всему, управляемость её была неважной, что и послужило причиной первой в мире автомобильной аварии: на испытаниях изобретатель не справился с управлением.

В 1791 году русским изобретателем Иваном Кулибиным была изготовлена «самокатная повозка». Иван Кулибин начал работу над каретой спаровым двигателем и педалями в 1780-х. В числе его особенностей маховик, тормоз, коробка передач и подшипник, из которых состоит любой современный автомобиль. Его конструкция имела три колеса. К сожалению, как и со многими другими его изобретениями, государство не видело потенциала этих разработок и они не получили дальнейшего развития.

Первый патент на автомобиль в Соединённых штатах был предоставлен Оливеру Эвансу (англ.)русск. в 1789 году. Эванс демонстрировал его первую успешную самоходную машину, которая была не только первым автомобилем в США, но также и первой машиной-амфибией, так как была способна путешествовать на колёсах по земле

В XIX веке дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, то есть безрельсовые паровозы) для обычных дорог строились в Англии,Франции и применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако они были тяжёлыми, прожорливыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили. Среди других работ паровая машина на жидком топливе, собранная в 1815 году профессором Пражского политехникума Йозеф Божеком (англ.)русск. и четырёхместный паровой фаэтон, сделанный в 1813 году Уолтером Хэнкок (англ.)русск., разработчиком и оператором паровых автобусов Лондона.

В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу. Паровые, электрические и бензиновые автомобили конкурировали десятилетия, пока в 1910-х бензиновые двигатели внутреннего сгорания не стали доминирующими.

Советские проекты:

в 1948 году был построен опытный НАМИ-012 на шасси семитонного ЯАЗ-200 (позже МАЗ-200). Характеристики трехцилиндровой паровой машины были вполне привычными: мощность - 100 л.с., обороты - до 1250 в минуту. А габариты и масса получились даже меньше, чем у дизеля с коробкой передач. Правда, эту экономию сводил на нет тяжеленный (около тонны) «котлоагрегат».



Транспортные средства древности

Попробуем проследить длинный и тернистый путь, совершенный человечеством, пока он не оседлал чудо-коня – автомобиль, позволяющий сокращать расстояния и перемещаться по Земле-матушке быстро и удобно, с комфортом, а кроме того, перемещать тяжелые и громоздкие грузы, эффективно и оперативно выполнять какие-либо специальные работы, связанные с обеспечением жизнедеятельности. В современном мире автомобиль, несмотря на относительную молодость, занял прочное место среди предметов и устройств первостепенной важности, обеспечивая динамичное развитие человеческого общества.

А как было до автомобиля? Какова история изобретения человеком автомобиля, благополучно завершившаяся использованием для личных и хозяйственных нужд этого уникального чуда техники для сокращения расстояний и экономии времени?
Начнем с того, что путь к автомобилю был нелегким, длинным и долгим.

Первой и, пожалуй, наиболее знаменательной вехой на пути человека к автомобилю было изобретение колеса. Колесо – поистине уникальный движитель, и гениальность его изобретателя трудно оспорить, хотя бы потому, что аналогичный механизм перемещения в пространстве неизвестен в окружающем мире, в живой и дикой природе.
Эволюция животного мира протекала по широко разветвленному сценарию – природа «изобрела» множество разнообразных органов живых существ, предназначенных для их передвижения. Сюда можно отнести плавники, реактивный движитель кальмаров и некоторых других животных, ноги или шаговые устройства, крылья, своеобразный способ ползания и даже передвижения под землей, перемещение с помощью своеобразного паруса, но вот до изобретения колеса природа-матушка додуматься не смогла – ни одно из известных в природе существ не наделено колесными механизмами или органами перемещения.

Поэтому изобретение колеса можно назвать одним из с самых выдающихся изобретений человека. Имя изобретателя этого уникального двигателя истории неизвестно, можно лишь полагать, что колесо было изобретено примерно четыре тысячи лет назад, поскольку первые упоминания о нем в виде археологических находок и древних изображений датируются четырьмя тысячелетиями от нашего времени.

Тем не менее, несмотря на древнюю историю колеса, оно далеко не сразу завоевало пальму первенства среди устройств, позволяющих перемещаться по суше со скоростью, превышающей скорость идущего человека.

Пожалуй, наиболее популярным способом решения проблемы в течение длительного периода истории являлось использование для увеличения скорости перемещения и уменьшения трудоемкости этого процесса – использование мускульной силы различных животных. Для этих целей использовались многие ездовые и тяговые животные – лошади, мулы, верблюды, буйволы, ослы, собаки, слоны и другие, сильные и быстрые существа. Человек оказался умнее их, и смог использовать уникальные способности этих животных в своих целях.
Справедливости ради, следует отметить, что и мускульная сила человека, наряду с мускульной силой животных, тоже нередко использовалась для удовлетворения потребностей сильных того мира в переноске тяжестей или даже переноске знати.
Но использование лошадей, верблюдов и рабов для переноски и перевозки людей – тема для другой статьи, а здесь мы рассмотрим различные механические средства и устройства, применявшиеся человеком для увеличения скорости или тяговой силы при перемещении людей и грузов на долгом пути к появлению на свет автомобиля.

Решая насущную задачу – как передвигаться быстрее, человек испробовал несколько возможных и наиболее очевидных вариантов. Одним из технических решений проблемы явилось усовершенствование шагового механизма, которое отразилось в попытке «удлинить ноги».

Изобретатель ходулей, как и изобретатель колеса, истории неизвестен, но это средство повышения скорости некоторое время было весьма популярным не только среди любителей острых ощущений и аттракционов, но и среди представителей некоторых «ходовых» профессий, например, почтальонов – в средневековой Европе разносчики почты нередко использовали ходули для повышения эффективности своей нелегкой работы.

Тем не менее, ходули, как средство передвижения, не прижилось – слишком много неудобств они доставляли при использовании – высота над поверхностью земли, неуклюжесть движения, опасность падения, вероятность застревания и спотыкания и т. п. Да и прирост скорости был невелик. Но, тем не менее, этот этап развития средств передвижения заслуживает старой и доброй памяти потомков.
Различные устройства и приспособления, использовавшие мускульную силу, которые человек использовал для уподобления птицам, к положительному результату не привели, и принципиально тоже не отвечают тематике этой статьи – нас интересует механизация перемещения по поверхности земли.

Самым древним средством передвижения считаются сани. И теперь есть такие места на Земле, где сани являются обычным транспортным средством. Раньше в России для передвижения и перемещения грузов (особенно - в условиях бездорожья) не только зимой, но и летом, часто применялись повозки, похожие на сани, которые назывались волокушами.
Принцип, который используется в конструкции саней, легко объясняется с точки зрения науки технической механики – узкие полозья противостоят меньшим силам трения, и для перемещения груза, лежащего на таких полозьях, требуется меньше затрат энергии.
Изобретение можно считать очень удачным, и его использование продолжается в наши дни – сани, как средство перемещения, достаточно популярны во многих странах, а такие транспортное средства, как аэросани или мотосани можно отнести к современным.

Но давайте, все-таки, обратим более пристальное внимание на колесо. Изобретенное несколько тысячелетий назад оно долго и упорно стремилось завоевать пальму первенства среди движителей, используемых человеком. Ноги, хвосты, крылья, копыта и волокуши – это хорошо, но колеса оказались круче.

Наверное, первыми колесным средствами были обычные круглые бревна, которые подкладывали под перемещаемый груз для облегчения процесса его перемещения. Затем, по мере совершенствования колесного движителя, появились и более совершенные средства перемещения. Человек изобрел и начал использовать разнообразные колесные средства, которые можно объединить под названием колесные повозки. Изображения повозок на колесах, а также остатки древних колес нередко встречаются в археологических находках, возраст которых оценивается в несколько тысячелетий.

Первые колесные повозки были разнообразными по конструкции. Можно предположить, что сначала появились одноосные повозки (арбы), приводимые в движение, опять же, с помощью мускульной силы животных или даже человека.
Затем появились двухосные повозки, например, телеги или конные колесницы, и даже кареты, которые изготовлялись во множестве различных вариантов: одно-, двух- и многоместные, с двумя и четырьмя колесами, открытые и с закрытой кабиной, простые и роскошные. Такие повозки, безусловно, должны были быть очень прочными, поскольку хороших дорог в давние времена не было (только римляне строили немногочисленные каменные дороги на территории своей империи), поэтому непрочные повозки быстро развалились от непрерывных толчков и постоянной тряски, поскольку о рессорах или пневматических шинах тогда еще не задумывались.



Наиболее распространенным тяговым средством для повозок можно считать лошадь. И, если вспомнить слова английского философа и ученого Ф. Бэкон (1561-1626): «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров», то можно сделать вывод, что именно лошади человечество очень обязано в эволюционном развитии и доминировании в живой природе. Впрочем, в этом плане слов благодарности заслуживают и другие трудяги животного мира – верблюды, буйволы, слоны, ишаки и прочие помощники человека.

Повозки с конной тягой подразделялись по видам перевозок. Появились не только пассажирские, но и товарные повозки - вагоны, которые вначале представляли собой грубо сколоченные из досок своеобразные четырехколесные фургоны.

До появления автомобилей достаточно состоятельные люди имели собственные кареты и экипажи, зачастую запряженные несколькими лошадьми, что не только позволяло повысить скорость передвижения, и дальность «хода».

Обладание такими повозками было престижно, свидетельствовало о высоком общественном и материальном положении владельца экипажа.
Названия «коляска» и «экипаж» в течение длительного времени употреблялись, в том числе и в технической литературе применительно к первым легковым автомобилям.

Конструкции уникальных для своего времени самоходных повозок, приводимые в движение мускульной силой человека и оставившие яркий след в истории, были созданы в России Л. Л. Шамшуренковым и И. П. Кулибиным в XVII веке. Следует отметить, что И. П. Кулибин вошел в историю автомобилестроения, как первый изобретатель наиболее эффективного средства передвижения. Его повозка получила название «самокатка». Это была своеобразная телега на трех колесах, с маховиком и трехскоростной коробкой передач, управляемая с помощью педалей, при этом ведущими были задние колеса.
Вес самокатки Кулибина вместе с пассажирами составлял примерно полтонны, и она могла развивать скорость до 10 км/ч.

Очень важным изобретением человека является велосипед – транспортное средство, использующее мускульную силу ездока. Автором этого изобретения считается живший в XVIII веке крепостной слесарь Е. И. Артамонов из Нижнего Тагила. Это было совершенно новое, невиданное до этого времени средство передвижения. Со времен изобретения велосипеда прошло уже более двух сотен лет, однако конструкторы и инженеры до сих пор пытаются всячески усовершенствовать это, по своему уникальное, транспортное средство, «изобретая велосипед» вновь и вновь.

Но не только использованием мускулатуры животных или людей ограничивались фантазии и творческие изыскания изобретателей средств передвижения. У мускулов есть серьезный недостаток – они быстро устают, требуют отдыха и энергетической подпитки в виде пищи. Со вторым можно было бы как-то мириться, но вот вынужденные остановки для отдыха снижают эффективность любого средства передвижения. Поэтому творческие умы постоянно искали способы и возможности заменить мускулатуру энергетическими средствами, не подверженными физической усталости.

История упоминает, что в древнем Китае для передвижения использовались сухопутные повозки с парусами, приводившиеся в движение силой ветра. Примерно 400 лет назад в Европе такую повозку построил талантливый фламандский математик и инженер Симон Стевин, который называл свое творение «сухопутной яхтой». С. Стевин прокатил на колесной «яхте» фламандского принца вдоль побережья Северного моря, причем провез его быстрее, чем это могла бы сделать конная повозка.

Попытки создать транспортные средства, использующие силу ветра или движения воздушных масс, имеют место и в наше время. Спорный вопрос - насколько такие сухопутные аэрояхты можно отнести к автомобилям. Конечно, такое средство в некоторой степени подходит под определение автомобиля, поскольку является колесным, передвигается по суше, использует для движения источник энергии. Однако этот источник является внешним, поэтому автономность такого транспорта и способность передвигаться во многом зависят от погоды.

Еще один изобретатель - часовщик из Нюрнберга И. Хауч построил механическую повозку, источником движения которой была большая часовая пружина. Двигалась эта конструкция по принципу детской заводной игрушки. Завода такой пружины хватало на три четверти часа езды, однако, даже такое примитивное по нашим меркам полностью механизированное транспортное средство вызвало фурор в обществе того времени. Люди не могли поверить, что повозка едет самостоятельно - многие считали это каким-то фокусом, а некоторые были уверены, что внутри повозки прячутся люди, которые и приводят механизм в движение.
К сожалению, никаких документов или чертежей этой повозки не сохранилось, можно лишь полагать, что Хауч, все-таки, был талантливым часовщиком, и вполне мог придумать и изготовить подобное устройство. Так или иначе, повозка часовщика передвигалась и даже была куплена королем Швеции Карлом, который катался на ней по королевскому парку.

Как видите, человеческая мысль не топталась на месте, а изыскивала все более эффективные средства, позволяющие быстро преодолевать расстояния. Однако наиболее широкие перспективы в этом плане открылись с изобретением тепловых двигателей – сначала реактивных, потом паровых , а затем и прототипов современных двигателей внутреннего сгорания. В конструкциях современных автомобилей наиболее широко используются поршневые двигатели внутреннего сгорания, у которых тоже любопытная история появления на свет.

Ну а первенцем автомобилестроения в настоящее время считается трехколесное детище немецкого изобретателя Карла Бенца, построившего в 1886 году первое транспортное средство, оснащенное бензиновым двигателем.



С момента изобретения колеса и появления первых средств передвижения, приводимых в действие при помощи физической силы человека или животных, прошло достаточно времени. Все, что мы можем наблюдать сегодня, результат множества проб и ошибок, открытий и исследований. Развитие цивилизации, необходимость взаимодействия и связи различных территорий, заселенных человеком постоянно усложняясь, создавали необходимые условия для развития технологий транспортного отношения. Появление парового двигателя и в результате изобретение паровозов и пароходов, значительно сократили время, затрачиваемое на перемещение людей и грузов между отдельными городами и населенными пунктами. Но останавливаться на этом было бы не логичным. Основным средством передвижения на земле в данный момент является автомобиль. Но время, двигаясь вперед, уже в ближайшее десятилетие может изменить расстановку приоритетов. Основываясь на новые разработки или даже их предпосылки, можно сказать, что измениться не только внешний вид, но и само понимание возможных способов перемещения в пространстве. Начнем, пожалуй, с индивидуальных средств и транспорта, которые могут стать такими же востребованными в будущем, как и те, что всем известны сейчас.

1. Ninebot One (моноколесо)

Ninebot One — моноколесо

Подобные устройства уже стали часто появляться на улицах городов по всему миру. Имеющие одноименное название с фирмой производителем, моноколеса серьезный конкурент привычных для нас велосипедов. Хотя проводить данную параллель, может быть, не совсем уместным. В движение ninebot приводиться компактным электродвигателем, скрытым под герметичным корпусом, защищающим его от неблагоприятных погодных воздействий. Скорость передвижения до 22 км/ч, расстояние передвижения – до 35 км, в зависимости от комплектации и емкости батареи. Скорее всего, не привычным будет первоначальное использование устройства управляемого лишь положением тела, при помощи встроенного гироскопа. Поэтому для пользователей предусмотрена функция установки дополнительных опорных колесиков. Компактность, возможность преодолевать небольшие препятствия, такие как бордюры и ступеньки, могут сделать Ninebot One поистине народным средством передвижения. А так как производство базируется в Китае со временем можно рассчитывать на дальнейшее снижение стоимости, соответственно повышающее общедоступность.

2 . В компактности, простоте и удобстве использования серьезную конкуренцию Ninebot One может составить WalkCar .

Walkcar — самый маленький электромобиль

Называемый самым маленьким электромобилем, WalkCar, представляет собой тонкую пластину с четырьмя колесиками. По внешнему виду и размеру чем-то напоминает ноутбук. Так же как и моноколесо, WalkCarприводится в действие миниатюрного размера электродвигателем. Управлять мини-электромобилем так же просто — наклон тела человека задает направление поворота. После того как человек сходит с пластины, WalkCarнемедленно останавливается. WalkCar’у доступны для преодоления небольшие неровности и склоны до 45°. Первые выпущенные модели планируется реализовать по цене около 800$.

3 . Если говорить о футуристического вида средстве индивидуального передвижения будущего, ярким примером может послужить Ховерборд .

Ховерборд из фильма Назад в будущее

Концепт-продукт Slide представлен компанией Lexus. Да, это прототип именно того скейтборда из кинофильма «Назад в будущее», парящего в воздухе используя силу магнитной левитации. Пока для работы данного устройства необходимы определенные условия, а именно железные рельсы, по которым может передвигаться доска, оснащенная двумя магнитами. Организация подобного рода передвижения требует постоянного охлаждения, которое обеспечивается жидким азотом. Время работы до необходимой подзарядки около 20 минут. Правда, все эти нюансы компания обещает доработать, в том числе и возможность перемещения вне металлической поверхности под ховербордом. Но массового выпуска ожидать не стоит, данная разработка, скорее проба технологических возможностей в качестве доказательства состоятельности компании.

4. От реализации идей кинематографа к воплощениям фантазий комиксов — Martin Jetpack.

Martin Jetpack реактивный двигатель за плечами

Martin Jetpack — «реактивный рюкзак» если его можно так назвать. Учитывая то, что разработки подобного рода средств передвижения ведутся уже долгие годы, MartinJetpackявляется пока наиболее доработанной и действующей модификацией. Первый испытательный полет изобретатель Гленн Мартин предложил осуществить своей жене. Ничего непредвиденного не произошло, и сейчас такие рюкзаки способны развивать скорость до 60 км/ч. Разработчики рассчитывают увеличить ее до 100. И хотя, устройство рассчитано на индивидуальное использование, оно с легкостью справляется с весом двух человек. Массовое производство, которое ожидается начать в 2018 году, может стать новой ступенью в покорении воздушного пространства. Уж, пробок или заторов на дорогах при использовании данного летательного устройства точно удастся избежать.

5. Закончить список индивидуальных средств перемещения хотелось бы интересным решением усовершенствования знакомого нам велосипеда – летающий F-bike.

F-Bike — летающий велосипед

Совместная разработка сразу 3-ех чешских компаний. Велосипед, оснащенный четырьмя двигателями, при помощи вращающихся лопастей может парить в воздухе от трех до пяти минут. Максимальный вес, который способно поднять данное изобретение 170 кг. Но все эти показатели планируется улучшить. И пусть габариты подобного велосипеда получаются довольно внушительными, считается возможным его внедрение в массовое производство. Для редко населенной местности или, как вариант, для захватывающего время провождения такое средство передвижения может оказаться очень кстати. Теперь к транспорту будущего общественного применения.

6 . О поездах способных перевозить своих пассажиров на максимально возможных скоростях стали задумываться еще в 80-е годы. Решением данного вопроса стал Maglev (от англ. magneticlevitation) – поезд, передвигающийся по металлическому рельсу на магнитной подушке.

Maglev — поезд будущего

За счет отсутствия естественной силы трения, появляется возможность осуществлять движение со скоростью превышающей 500 км/ч. К примеру, поезд, исполняющий свою непосредственную функцию и соединяющий Шанхай с загородным аэропортом, преодолевает расстояния в 30 километров за 7 минут. Но пока это направление стремительно развивается, поезд на магнитной подушке можно назвать транспортом будущего. Он экологически чистый, быстрый, надежный и весьма экономичный в использовании. Правда, затраты на то, чтобы проложить необходимую для его передвижения дорогу весьма существенны. Но все же есть заинтересованные данной технологией страны: Япония, Южная Корея, Россия. Так, закончить масштабную работу над созданием дороги соединяющей Токио и Осаку планируется к 2027 году. Вот оно ближайшее будущее футуристических поездов.

7. Заменой общепринятому городскому транспорту может стать — SkyTran .

SkyTran — общественный транспорт будущего

Работающая все на том же принципе магнитной левитации, SkyTran представляет собой сеть индивидуальных капсул перемещающихся по рельсам расположенным над основными транспортными коммуникациями города. Преимуществом такого вида транспорта должно стать отсутствие привязанности к расписанию и заказ необходимого маршрута через интернет. Первая система SkyTran запущена в эксплуатацию в Тель-Авиве. Именно практическое использования нового вида транспорта сможет доказать его конкурентоспособность с известными и давно доступными городскими средствами передвижения.

8. Так же вариантом скоростного передвижения в условиях города может стать Hyperloop.

Hyperloop-скоростное передвижение в вакуумной трубе

Сеть трубопроводов диаметром около двух метров, способна перемещать капсулы, парящие на небольшом расстоянии от стенок труб. Это достигается путем создания внутри очень низкого давления. Вместимость одной капсулы составляет 28 человек. Подобно рукавам существующей пневмопочты, контейнеры с людьми будут доставляться до мест назначения на максимально доступных скоростях. Так расстояние в 600 километров станет возможным преодолеть в течение получаса. Восполнение затрачиваемой энергии осуществляется за счет использования солнечных батарей. Технология полностью подготовлена к реализации, но требует должных материальных и временных затрат.

9 . Если говорить о замене или скорее модификации используемого автомобильного транспорта, то на данный момент впереди планеты всей шагает Google со своими беспилотными машинами «Приус» .

Беспилотный автомобиль «Приус» от Google

Естественным звучит то, что большинство аварий случается по вине невнимательности или ошибок совершаемых человеком. Машины с беспилотным управлением подключенные к общей программе получится организовать в единый транспортный поток. Ошибки при поведении на дороге, компьютером тщательно просчитаны и практически исключены. И хоть разработка подобных версий управления автотранспортом ведется разными компаниями, Googleпланирует запустить массовое производство своих автомобилей примерно к 2020 году.

10. И все же если говорить об автомобиле будущего, то оставлять его ездить, а не летать, явно не собираются. Подтверждение тому идея компании B Go Beyond.

Летающий автомобиль компании B Go Beyond

Машина работает на заряде солнечных батарей. Пока британская компания создала уменьшенный прототип — car-quadcopter. Все, что осталось, — это лишь увеличить размеры летающего автомобиля до возможности перемещения на нем человека.

Это лишь небольшой ряд предлагаемых различными производителями средств передвижения в будущем, показавшихся мне наиболее интересными. Прогресс – это глобальная сила, распространяющаяся по всей планете и двигающая вперед все человечество. Удобство, простота, и в данный момент экологичность использования основные показатели для транспорта будущего. Что в итоге станет лидером в использовании, покажет время.

© 2024 angelsskin.ru
Чистая кожа - Медицинский портал