Кулагина возрастная психология полный жизненный цикл. Возрастная психология

Есть семилетний, довольно упрощенный полный жизненный цикл развития человека, многое рассказывающий о возрастах женщины. Его «авторство» приписывается разным культурам. Но едино одно - что «волшебное» число семь очень хорошо отражает возрастные границы.

  • До 7 лет - дитя ,
  • До 14 - девочка ,
  • До 21 - девушка ,
  • До 28 - воительница ,
  • До 35 - мать ,
  • До 42 - жена ,
  • До 49 - женщина ,
  • До 56 и дальше - сама мудрость .

Далее одни говорят, что циклы повторяются, а другие - что к 56 годам женщина либо познала сокровенную мудрость и может быть «старейшей женщиной рода», голосом самой Природы, либо - нет. А теперь поговорим о возрастной психологии женщины и полном жизненном цикле развития человека немного подробнее.

Только с семилетнего возраста «бесполый» человечек становится девочкой, ощущает свою принадлежность к женскому полу, хотя первые мысли о явных признаках собственной «инаковости» закладываются в 5 лет. А с 14 - ощущение собственных душевных порывов, пора влюбленностей и возникновения сильных чувств.

С 21 года начинается новая пора. Девушке, которая до того испытывала свои первые чувства и изучала внутренний мир, становится интересен мир внешний. Диана-охотница, воительница, пробующая свои силы в реальном мире и интересующаяся буквально всем - это девушка до 28 лет. Первые успехи окрыляют, первые раны заставляют задуматься.

И вот, к 28 годам девушка приходит с солидным багажом знаний. И даже если она вышла замуж в 20, то, по меркам возрастной психологии, только к 28 годам девушка приходит к возрасту зрелого и благодатного материнства - таков жизненный цикл человека. И в этом есть что-то безусловно правильное - только обретя собственное знание, можно передать что-то существенное следующему поколению.

До 35-ти женщина наслаждается счастьем материнства и построением «очага», уютом, бытом и собственной «ячейкой в обществе». Но подходя все ближе к следующему рубежу, она обнаруживает, что есть еще и другие интересы. А все предыдущие - семья, дом, стабильная и очень удобная работа - были всего лишь защитным панцирем, за которым можно было спрятаться от невзгод и заняться самым естественным для женщины - рождением и воспитанием детей.

Именно в возрасте 35-42 лет женщины обновляют свой социальный статус, меняют место работы и даже семью - настолько велико в этот момент ощущение, что все нужно делать заново. И желательно - наилучшим образом, ведь менять уже будет некогда...

К 42-47 годам женщина либо успокаивается в собственном одиночестве и статусе «разведенки», либо уже окончательно уверена в своей семье. Именно к этому возрасту наиболее применимо понятие «женщина» - уверенная в том, кто она, на что способна и во многом другом. Благ становится все больше, душевных сил и возможностей - тоже, но физическое угасание еще не ощущается слишком остро. К концу этого периода женщина наконец задает себе сакраментальный вопрос «кто я», «зачем я здесь», «откуда»...

И теперь это не те поверхностные вопросы, которыми задаются подростки или девы-воительницы, покоряющие мир - это настоящее путешествие в себя. Она наконец-то заглядывает в ту бездну, которая открывается перед каждым. Этот диалог с вечностью сулит либо возвращение к сиюминутным интересам и проживание жизни детей, внуков, правнуков... или подлинную мудрость, которая окончательно наступает к 56 годам .

Всякая возрастная психология, полный жизненный цикл развития человека от начала до духовной бесконечности, конечно же, весьма условны. В них есть место и расхождениям в 2-3 года, и самым настоящим отклонениям - когда тот или иной человек словно «застревает» на одном этапе или внезапно возвращается на предыдущий виток цикла. Но любое «несоответствие» даже условному жизненному циклу все равно выглядит весьма неестественно.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Раздел I. Проблемы психического развития 7

Глава 1. Жизнь и деятельность 8

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 8

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 12

§ 3. Структура деятельности 14

§ 4. Ведущая деятельность 22

§ 5. Общение как вид деятельности 24

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 29

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 29

§ 2. Сенсорный уровень 33

§ 3. Перцептивный уровень 40

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 47

§ 5. Уровень психики человека 59

Глава 3. Мотивация 70

§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 70

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 73

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 78

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 90

§ 5. Мотивация и типы характера 93

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 100

Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 110

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 110

§ 2. Факторы и закономерности развития психики 120

Глава 5. Стадиальность психического развития 130

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 130

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 132

§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 135

§ 4. Стадии развития взрослого человека 137

Глава 6. Развитие личности 143

§ 1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду. 143

§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 145

§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 151

§ 4. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому 154

Глава 7. Интеллектуальное развитие 156

§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 156

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 166

Раздел П. Развитие в детстве и отрочестве 171

Глава 1. Младенчество (до 1 года) 172

§ 1. Новорожденность 172

§ 2. Младенческий возраст 175

§ 3. Кризис 1 года 181

§ 4. Жизненный мир младенца 184

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 188

§ 1. Развитие психических функций 188

§ 2. Эмоциональное развитие 194

§ 3. Кризис 3 лет 197

§ 4. Развитие жизненного мира 200

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 204

§ 1. Игра как ведущая деятельность 204

§ 2. Развитие психических функций 211

§ 3.Развитие эмоций, мотивов и самосознания 218

§ 4. Развитие жизненного мира 226

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 232

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 233

§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 237

§ 3. Варианты развития 245

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 251

§ 1. Кризис 7 лет 251

§ 2. Учебная деятельность 254

§ 3. Развитие психических функций 258

§ 4. Мотивация и самооценка 263

§ 5. Линии развития жизненного мира 272

Глава 6. Подростковый возраст (11—15 лет) 280

§ 1. Пубертатный кризис 281

§ 2. Развитие психических функций 284

§ 3. Развитие самосознания 287

§4. Подростковые реакции 294

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 303

§ 6. Линии развития жизненного мира 307

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 315

§ 1. Переходный период 315

§ 2. Условия развития 317

§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 321

§ 4. Линии развития жизненного мира 327

Приложение к разделу II. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 336

Раздел III. Развитие зрелой личности 341

Глава 1. Юность (от 17 до 20-23 лет) 342

§ 1. Кризис 17 лет 342

§ 2. Условия развития 345

§ 3. Основные линии онтогенеза 354

Глава 2. Молодость (от 20 до 30 лет) 363

§ 1. Главные стороны жизни 364

§ 2. Основные линии онтогенеза 381

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 394

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 400

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 401

§ 2. Отношения с детьми 407

§ 3. Зрелость и психологический возраст 415

§ 4. Основные линии онтогенеза 423

Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 436

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 437

§ 2. Основные линии онтогенеза 443

§ 3. Конец жизни 455

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета времени. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и преодоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались подарить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о пространства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке присутствует и внутренний избыток времени, даже, возможно, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгновении — длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсивности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами времени». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда останется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время - действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежливым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерывно приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Адамович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).

В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как норма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не определил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.

Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоящим и будущим, есть время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпендикулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Высота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего дальнейшего движения, роста, развития, деятельности; но втором - окажется заложником, пленником внешних обстоятельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсчета конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Подобные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть развития. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жизненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих композиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием развития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мироздания».

Приведенные образы времени, пространства, хронотопа не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека не линейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события - в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать Движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения, описанные авторами кризисы Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема В этом сложность и прелесть науки о развитии человека, она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психическом развитии человека представлена в ней как итог (разумеется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность человеческого развития, вынося это понимание за скобки изложения своих результатов. Авторы настоящей книги последовали их примеру. Трагедия и драма - это все же прерогатива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в книге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.

Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих заметках Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно попробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.

В книге представлены не только детство и юность В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встречается не часто При ее чтении следует помнить, что достижения каждого возраста обладают непреходящей ценностью Мой учитель - выдающийся детский психолог А В Запорожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, ускорять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П А Флоренского о том, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности на всю жизнь.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

По мнению Д. Леви , исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

2) семья молодоженов;

3) семья с маленькими детьми;

4) семья с подростками;

5) выход повзрослевших детей из семьи;

6) семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

1) совсем молодые браки - от 0 до 4 лет совместной жизни;

2) молодые браки - от 5 до 9 лет;

3) средние браки - от 10 до 19 лет;

4) пожилые браки - более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак - принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца . К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи . Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья , то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста . На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

- «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

- «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

Изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);

Биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);

Изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

- «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).

Ученый-биолог Пратик Гурха считает, что ценовой график биткойна повторяет репродуктивный цикл биктерий. Согласно его наблюдениям, основанным на сравнении поведения курса биткойна с фазами развития бактерий, в ближайшее время курс биткойна возобновит рост и достигнет отметки $50 000.

Некоторые трейдеры в последнее время остерегаются ценовых прогнозов биткойна, а также различных интерпретаций технического анализа - и на то есть веские основания. С течением времени цена биткойна продемонстрировала явную непредсказуемость и волатильность, и лишь немногие криптоэнтузиасты способны точно спрогнозировать поведение данного актива на рынке. И хотя не существует «правильного» или «неправильного» способа проведения анализа биткойн-рынка, в данной деятельности, безусловно, ценятся опыт трейдинга, обширные знания о финансах и/или холодная статистика.

Именно на объективных наблюдениях и холодной статистике основано предположение междисциплинарного ученого Пратика Гурха, интересующегося экономикой и инновациями. По его словам, ценовое движение биткойна можно предсказать с помощью жизненного цикла простой бактерии в чашке Петри.

Анализ Гурха не надуманный, хоть и является довольно нетрадиционным. Гурха отметил, что диаграмма биткойна напоминает репродуктивную картину бактерии: лаг-фаза (фаза задержки размножения) — лог-фаза (экспоненциальная фаза) — стационарная фаза — фаза отмирания (логарифмической гибели).

На первом этапе (лаг-фаза) бактерии адаптируются к условиям среды. Вторая характеризуется экспоненциальным ростом (лог-фаза): бактерии делятся до тех пор, пока не достигнут границ, при которых окружающая среда не позволит поддерживать дальнейшую жизнеспособность популяции. После этого этапа, уже существующие бактерии питаются имеющимися ресурсами (стационарная фаза), пока не наступит истощение и смерть (фаза отмирания). Примечательно, что Гурха не упоминает последний этап в контексте биткойна, так как считает, что это не коснется криптовалюты.

Ученый перенес свою наблюдения на график биткойна и выразил в математической формуле. Гурха предполагает, что цена биткойна следует точно такому же жизненному циклу, как и бактерия, и уверен, что курс монеты будет продолжать вести себя аналогичным образом в будущем.

По прогнозу Гурха, биткойн, без сомнения, снова вырастет до $20 000, так как новый бычий цикл (экспоненциальная фаза) начнется со дня на день. Максимумы новой фазы, по прогнозу Гурха, достигнут $50 000, а будущие ралли позволят курсу биткойна добраться до отметки $250 000. В отличие от типичных технических анализов, Гурха использовал совершенно иной набор параметров, который, тем не менее, также указал на продолжение роста биткойна.

Купить дешевые лекарства от гепатита С

Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь немногим. В их числе интернет-аптека с безупречной репутацией Главное Здоровье . Избавьтесь от вируса гепатита С навсегда всего за 12 недель. Качественные препараты, быстрая доставка, самые дешевые цены.

Имеет второе название – двуустка кошачья или сибирский сосальщик. Занимаются этой проблемой инфекционисты. Об этом мы и поговорим в сегодняшней статье.

Описторхоз – заразное заболевание, патогеном которого являются трематоды: двуустка кошачья или двуустка сибирская.

Очагами возникновения инфекционной патологии чаще всего являются территории Таиланда, Индии, Лаоса, некоторые страны СНГ.

Цикл жизни описторхоза в человеке требует два промежуточных хозяина и один окончательный. Окончательным хозяином служит человек. Пресноводный моллюск битиниида является первым промежуточным хозяином. Вторым или дополнительным – рыбы семейства карповых, которые водятся в реке.

Хвостатые личинки покидают тело моллюска и выходят в воды водоема. Они активно плавают и стараются попасть в тело второго дополнительного хозяина. Чаще всего им становится речная рыба. Проникнув в ее мышцы церкарии инцистируются. Данная стадия развития называется метацеркарией.

Заражение сосальщиками происходит достаточно легко и стремительно. После инвазии трематоды способны начать процесс размножения уже через пару недель.

Схема цикла жизни

Заразный материал выходит из организма человека или животного с испражнениями. Попадая в водное пространство, проникает в организмы моллюска. В течение 30 дней в моллюске развиваются жизненные этапы личинок печеночного сосальщика. В конечном итоге они становятся церкариями и способны выйти в воду и поселиться во втором промежуточном хозяине – рыбе семейства карповых.

В теле рыбы церкарии покрываются двойной оболочкой и утрачивают хвосты, превращаясь в цисты (метацеркарии). Человек, поедая зараженную цистами рыбу в сыром виде либо рыбные блюда, приготовленные с нарушениями технологии, заражается описторхозом. В организме окончательного хозяина первый шар цист растворяется под воздействием сока желудка, второй подвергается растворению щелочами, находящимися в двенадцатиперстной кишке.

Из цисты выходит молодой описторхис. Он начинает перемещаться по просвету желчных путей в сторону печени. Оказавшись в органе, укрепляется внутри желчного протока посредством брюшной присоски и на протяжении месяца дозревает до половозрелой особи. Откладывает яйца, которым для последующего этапа жизни необходимо оказаться в водоеме с пресной водой.

Концентрированные соленые растворы, высокий температурный режим, замораживание – все эти моменты профилактики описторхоза следует применять при приготовлении рыбы и блюд из нее. Но если патогены глистной инвазии поразили организм человека, важно знать, как эта инфекция протекает.

Схема жизненного цикла описторхоза состоит из следующих этапов:

  • Яйцо гельминта.
  • Мирацидий в теле первого промежуточного хозяина.
  • Церкария свободноживущая личинка.
  • Метацеркарий в теле второго промежуточного хозяина.
  • Половозрелый описторхоз.
  • Яйцо описторхоза.

Различают острую и хроническую стадии заболевания, характеризующихся специфическими признаками.

Если не лечить болезнь, клиническая картина будет выглядеть таким образом:

  • Резкая гипертермия.
  • Аллергические высыпания на коже.
  • Приступы рвоты.
  • Жидкий стул.
  • Мышечные боли.
  • Увеличение лимфатических узлов.
  • Острая болезненность в животе.

При наличии такой симптоматики следует посетить врача и непременно указать, что на протяжении последних четырех недель было употребление рыбы. Это позволит врачу правильно диагностировать состояние и назначить соответствующую терапию.

При запущенном течении недуга и неадекватном лечении описторхоз переходит в хроническую стадию. Симптоматика на этом этапе зависит от того, какой орган поражен глистами трематодами.

Если двуустка кошачья поселилась в желчных протоках и желчном пузыре развивается картина холецистита:

  • Болевые ощущения в правом подреберье.
  • Тяжесть в боку справа.
  • Тошнота и рвота.
  • Боли в области живота.

При поражении панкреаса пациент жалуется на:

  • Сильные боли в левом подреберье, отдающие в левую лопатку.
  • Вздутие живота.
  • Нарушение аппетита.

При хронической стадии глистной инвазии нарушаются функции:

  • Пищеварительного тракта – уменьшается выработка секреции желудка, недостаточно переваривается пища, появляется изжога.
  • ЦНС – развивается депрессия, общая слабость, раздражительность.
  • Сердечной деятельности – боли в области сердца, аритмия, повышение артериального давления.
  • Дыхательной системы – возникает клиника бронхита, пневмонии.
  • Иммунного фона – ослабление иммунитета и развитие аллергических состояний.

Важно. Для уточнения окончательного диагноза данной патологии, специалисты проводят диагностические обследования с целью дифференцирования с другими болезнями. К ним относятся вирусный гепатит, аллергозы, трихинеллез и иные глистные инвазии, вызванные плоскими червями.

Определить хроническую фазу описторхоза представляется возможным посредством ультразвукового и рентгенологического исследования. При этом врач увидит состояние желчного пузыря, диффузные изменения ткани печени и нарушен ли отток желчи. При хроническом течении описторхоза формирование желчных камней явление редкое. Но, к сожалению, данная форма гельминтоза способна спровоцировать злокачественные новообразования таких органов как желудок, печень, поджелудочная железа.

Развитие и рост печеночного гельминта происходит при заражении личинками описторхиса моллюсков и пресноводных рыб, которые числятся промежуточными хозяевами. А также при наличии дефинитивного хозяина, которым является человек либо животные, питающиеся карповой рыбой из пресноводных водоемов.

Внимание. Чтобы яйцо не погибло, оно должно попасть в пресную воду, осесть в улитке. В яйце развиваются личинки. Они покидают яйцо и выходят в водоем. Через кожу рыб личинки проникают в их мышцы. Съедая такую рыбку человек либо животное становится инфицированными описторхозом.

Предупредить возникновение описторхоза возможно. Чтобы не заразиться печеночным сосальщиком, необходимо:

  • Проводить приготовление рыбных блюд, не нарушая технологию термической обработки либо процесса засолки рыбы.
  • Не употреблять сырую пресноводную рыбу.
  • Не загрязнять водоемы и прилегающие к ним территории остатками рыб, испражнениями людей и животных.
  • Упорядочить коммунальные хозяйства в прибрежных зонах.
  • Уничтожать моллюсков биологическими и химическими средствами.

Длительность жизни параита от самого начала до развития половозрелой стадии при благоприятных условиях составляет не более четырех месяцев. Окончательный и завершающий этап происходит в организме дефинитивного хозяина. Их общее количество насчитывает более 30 видов млекопитающих.

Полезное видео

И напоследок небольшое видео:

Source: ot-parazita.ru Самое интересное:

ДЕШЕВЫЕ ЛЕКАРСТВА ОТ ГЕПАТИТА С

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только компания IMMCO поможет вам купить софосбувир и даклатасвир (а так же велпатасвир и ледипасвир) из Индии по самой выгодной цене и с индивидуальным подходом к каждому пациенту!

© 2024 angelsskin.ru
Чистая кожа - Медицинский портал